Таланты и талантики

Хороший режиссер сможет поставить качественный спектакль с любой труппой. У слабого режиссера провалятся даже опытные актеры. К такому, возможно, слишком категоричному выводу я пришла после просмотра трех дипломных спектаклей выпускников факультета искусств СОГУ.

«Фуршет после премьеры» по пьесе Валентина Красногорова поставил режиссер Тамерлан Сабанов (он же руководитель курса) с актерами-выпускниками. Спектакль в жанре черной комедии то и дело провоцирует зрителя, слегка шокирует и вызывает отторжение, но спустя какое-то время можно увидеть глубокий смысл, упрятанный за фарс и «дурной» юмор.

Сюжет разворачивается вокруг театральной труппы, отыгравшей премьеру «Отелло». Зритель видит финал трагедии, поклоны, опускается занавес, который поднимется через пару минут и откроет совсем другой мир. Мир закулисья. Актеры празднуют премьеру, замечают отсутствие за столом Дездемоны, начинаются поиски и вдруг обнаруживается…что Дездемона была убита в последней мизансцене. По ходу пьесы выясняется, что главную роль в спектакле играла дочь художественного руководителя театра, а в её убийстве участвовали все без исключения артисты.

Я не увидела в этом спектакле злых людей, «моральных уродов», как сказала одна зрительница жестко раскритиковавшая спектакль. Я увидела людей, доведенных до отчаяния. Людей, которые хотели служить искусству, а вынуждены угождать бездарной и капризной дочери худрука, вступать в сомнительные отношения с режиссером, враждовать друг с другом, бороться за право играть на сцене и, пожалуй, главное – нищенствовать. Да, все, что мы видим на сцене – вымысел. Но так ли это неактуально, как может показаться? Разве сейчас у нас не получают роли по принципу родства с руководителем театра? Разве режиссеры не воруют идеи друг у друга, пользуясь протежированием влиятельных людей? Разве наши люди искусства не занимаются бизнесом и всякой деятельность никак не связанной с культурой только для того, чтобы подзаработать? Да, спектакль-фарс. Но он же – предостережение. Если не принимать меры, все вполне может сложится и так.

На мой взгляд вина за происходящее с героями пьесы лежит на обществе. Не актеры должны бороться с зарвавшейся дочкой, а зритель должен уличать ее в бездарности. Именно зритель должен быть судьей, и он же должен лелеять таланты.

Мне понравился выбор пьесы, который сделал Тамерлан Сабанов. Во-первых, это актуальность, во-вторых, она идеально подошла коллективу. Молодые актеры были убедительны. Даже слишком. Мне не удалось оценить уровень их мастерства, ибо казалось, что они совсем не играют, а проживают собственные жизни. Особо отметила Андрея Чочиева в роли Кассия. На мой взгляд у него большой потенциал, который необходимо шаг за шагом раскрывать.

Так, опытный режиссер сумел поставить качественный спектакль с, по сути, только начинающими актерами. Вторая часть моего утверждения, с которого я начала, относится к дипломной работе выпускницы-режиссера Эльды Кокаевой.

19554311_1798373403523030_3168216163443214039_n

Спектакль «Сказка из шкатулки» по произведению Ханса Кристиана Андерсена «Свинопас» прошел на сцене Театра юного зрителя «Саби». Возможно, отчасти это и усугубило возникший диссонанс между тем, что обычно ставят на этой сцене, и тем, что было представлено на защите диплома. Молодого режиссера подвела мысль, что ставится детская сказка, а значит играть надо для детей. Актеры на сцене будто бы играли, что играют. Это сначала вызывает скуку, потом раздражение и, наконец, отторжение.

Удивительно это потому, что на сцене стояли актеры, зарекомендовавшие себя, как прекрасные артисты. Я видела Марину Хинчагову в роли Катарины из «Укрощения строптивой» в Ирон театре, когда та была студенткой. Уже тогда ее талант произвел впечатление. Также были задействованы актеры «Саби», которые играют и в кукольных спектаклях, и с живым планом. И тоже – одно восхищение. Но на этот раз почему-то магии не случилось.

С другой стороны, не удалось передать смысл сказки. Ведь все черным по белому – принцесса пренебрегла настоящим, живым, искренним и предпочла побрякушки и безделушки. Ну все ведь, как в жизни. Нужно было просто передать эту мысль. А в конечном счете получился спектакль, где все время что-то вываливается, высыпается, вылетает, но непонятно зачем.

Как говорится, опыт сын ошибок трудных. Хочется пожелать Эльде Кокаевой правильных выводов и дальнейших успехов.

Другой начинающий режиссер Ирина Баграева объединила три юмористических рассказа Антона Чехова в спектакле «Мой друг…». Эту работу можно отнести к «золотой середине». Все сделано на высоте. Удивительно тонкие, смешные и милые истории. Прекрасные актеры. Но особенно хороши были паузы.

Ведь иногда в молчании больше смысла, чем в самых громких словах.

Элина Сугарова

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031