Всем премьерам пример

В Осетинском театре поставили «Фатиму». Не ошибусь, если назову это событие самым важным и ярким в культурной жизни республики. И не потому, что в основе спектакля бессмертное произведение Коста Хетагурова. А оттого, что Ирон театр, мобилизовав все свои силы и задействовав все ресурсы, создал шедевр.

Первое и, самое главное, что удалось труппе – передать атмосферу. Ведь бывает такое – и актеры хороши, и задумка есть, а сердце не трогает. Однако жизнь в высокогорном осетинском селении того времени показана так просто, без лишнего пафоса, что хочется кричать: «Верю!». Вот девушки задорно смеются у родника, где-то пастухи беседуют у костра, а вот возносят молитву дровосеки. Здесь жизнью управляет æгъдау и суровые законы гор. С первых минут зрителя окунают в эти условия, и он становится участником всех событий.

0_155359_e09e9bfc_XL

Думаю, если бы существовал наш местный «Оскар», этот спектакль стал обладателем высших наград сразу в нескольких номинациях.

Так, отдельно нужно сказать о блестящей режиссерской работе. Заслуженный артист РФ Тамерлан Сабанов сделал постановку осетинской классики современной, интересной, живой. Отказ от статичных декораций и традиционных подходов в оформлении сцены создает 3D-эффект (здесь же отмечу заслуженного деятеля искусств РСО-А художника Эмму Вергелес). Очень необычные находки в кульминационных сценах говорят о наличии у режиссера профессионального чутья. Тамерлан Сабанов не побоялся отступить от «картинки» знакомой нам по фильму и ввёл дополнительные персонажи Любовь и Смерть (о них подробно ниже). Этот шаг полностью оправдывается умелым созданием при их помощи аллегорий и метафор. Сцену, когда в селение приходит весть о начале войны, можно вырезать и наградить отдельным «Оскаром». Это маленький шедевр в шедевре. Один из многих, созданных умелым режиссером. Смелым, имеющим свое видение, но сохраняющим трепетное отношение к любимой классике.

0_155365_aad25c52_XL

Еще одна статуэтка «Оскар» за костюмы и грим. Смерть, которую сыграла Рима Царикаева, не произносит ни единого слова, но вселяет ужас каждым своим появлением. Талант актрисы вкупе с хорошим гримом смотрятся максимально эффектно. Безупречны лица всех без исключения артистов. Также со вкусом подобраны костюмы. Строго, никаких лишних элементов. Безмолвные, они влияют на восприятие, передают настроение, меняются вместе с героями. Помощь в создании костюмов оказала Изольда Гогичаева.

0_155373_f91a8aea_XL

И прежде чем приступить к вишенкам на торте, коими несомненно стали актеры, пара слов о музыке и сцендвижении. Музыкальное оформление заслуженного артиста республики Мурата Плиева – это точное попадание в настроение. Мелодии не угнетают, не давят и не нависают. Они лишь тревожат сердце и вторят чувствам, вызванным трагедией. Что же касается поединка Ибрагима и Джамбулата, он получился зрелищным и интересным. Заслуженный артист РСО-А Гиви Валиев заставил искренне переживать за артистов, но движения ловкие и отточенные, потому сцена вызывает восхищение.

0_15536a_566932a_XL

Теперь об артистах. Весть о том, что главную женскую роль сыграет народная артистка РСО-А Залина Галаова, признаюсь, меня насторожила. Главным образом из-за…возраста. Мне казалось, что Фатиме должно быть лет максимум 25. Но я ошиблась. Залина Галаова полностью справилась. В этой актрисе так много внутреннего напряжения, когда она стоит на сцене, что даже шепот ее разносится криком, она умеет подать эмоцию откуда-то изнутри, полностью перевоплотиться. Каждый раз Фатима появляется перед зрителем другая. Сначала это счастливая влюбленная чистая девушка, потом сломленная и утомленная безрезультатным ожиданием и необходимостью нарушить клятву, затем Фатима – мать и любящая жена, и, наконец, обезумевшая от горя женщина. Каждую из этих перемен в своей героине Галаова чувствует удивительно тонко и передает максимально точно. Перевоплощение происходит поразительно быстро и легко, отсутствует даже капля наигранности и неискренности.

0_155372_eedfb372_XL

В отличие от Фатимы, в успехе заслуженного артиста республики Александра Битарова в роли Джамбулата не было никаких сомнений. Конечно, это должно было быть блестяще. Однако Александру удалось сделать немного больше. Джамбулат в его исполнении обрел глубину. Перестал быть злым человеком, разрушившим счастье других, но предстал перед зрителем глубоко несчастным человеком. В мелочах и деталях, таких как мимика, жесты и тембр голоса, раскрывается внутренний мир Джамбулата. Все тяготы, что ему пришлось пережить, вся безнадежность его положения и любовь – единственное чувство, которое отделяет его от смерти, не позволяет стать живым трупом. Трагедия Джамбулата становится такой же значимой, как и трагедия главной героини. И даже смерть Ибрагима кажется счастьем по сравнению с судьбой, уготованной сыну Наиба.

0_155366_2ab515_XL

Талант Александра Битарова приводит в восторг и заставляет усомниться, не сам ли великий Бало Тхапсаев родился вновь и живет среди нас. Мастерство до мелочей, до глубины души, до кончиков пальцев – все это не могло не растопить лед даже самых строгих зрителей. И это не про смазливую внешность, не про школу и опыт – это дар Бога.

0_155361_f7086c34_XL

И если от Битарова все ждали чего-то эдакого, то заслуженный артист РСО-А Сослан Цаллагов раскрылся с совершенно неожиданной стороны. Ранее зритель мог видеть этого актера в спектаклях «Хъæддаг чызг», «Уарзыс, нæ уарзыс», «Хивæнд чызг». Однако доверив ему роль Ибрагима, Тамерлан Сабанов раскрыл огромный потенциал Сослана, и как мне кажется, дал шагнуть в новый этап своего творческого пути. Ибрагим предстает полной противоположностью Джамбулата. Всю жизнь проведя в тяготах и трудах, он не мог знать разочарований и глубоких травм. Ему было неоткуда падать, ибо он итак никогда не поднимался высоко. Ибрагиму не ведомы страдания Джамбулата. Но равно, как жизнь роняет второго, она превозносит первого. Ибрагим не верит своим глазам, когда к нему приходит его возлюбленная. Он думает, что видит счастливый сон, но в то же время приход Фатимы несет ему смерть. В исполнении Сослана Цаллагова герой получился очень светлым, искренним, настоящим. Режиссер Тамерлан Сабанов охарактеризовал Цаллагова, как актера, который «умеет любить на сцене так, чтобы зритель сказал: «Верю!». С этим сложно не согласиться.

0_155357_a786320d_XL

Народный артист республики Анатолий Галаов блистательно справился с ролью Наиба. Особенно импонирует 100%-ое внешнее сходство. Почему-то верится, что Наиб должен выглядеть так. В одной из кульминационных сцен – беседа отца с дочерью – Анатолию Галаову удается удерживаться на грани, не превращать страдания в фарс, а нежная любовь к Фатиме не становится слащавой.

0_155354_b9038f0d_XL

Противоречивым можно назвать появление в спектакле новых персонажей – Любви и Смерти. Я, как человек, который очень не любит лишние фигуры на сцене, была готова осуждать это решение. Однако Тамерлан Сабанов наделил их такой глубокой смысловой нагрузкой, так верно расставил акценты благодаря им и создал такие красивые метафоры, что не осталось ничего, кроме восторга. Благодаря этим безмолвным персонажам спектакль приобретает объем и дополнительные смыслы.

0_155376_aa9eb493_XL

И последний «Оскар» уходит художественному руководителю Ирон театра, заслуженному артисту РФ Казбеку Губиеву. О работе этого человека можно судить по тому, что мы видим на сцене. Следовательно, ведется она на высшем уровне. Если сегодня наш родной Осетинский театр ставит такие сложные произведения, находит в себе силы реализовывать такие большие и затратные проекты, открывает новые имена и таланты – значит ничего не потеряно и у нашего театра все впереди.

Как вы, наверно, поняли, «Фатиму» рекомендую к просмотру всем. Гениальные люди живут рядом с нами, нужно просто уметь их увидеть.

Элина Сугарова,

фото Константин Фарниев, 15-й регион

Поделиться в соц. сетях