Три фильма от Петровича. Европейское кино

Удивительно, но как только начинаешь с кем-нибудь беседовать о кино, будь то обсуждение режиссеров, актеров, операторов, либо же самого кинопродукта, речь обязательно заходит о Голливуде.

Складывается такое впечатление, что кроме американцев, кино больше никто не снимает. И казалось бы, спорить здесь трудно – 90% кинопродукции, которая нас окружает, произведена именно там. Но это не говорит о том, что другого кино не существует. По сути, самое большое количество фильмов снимают в Индии. Если учесть, что в Индии, в арабских странах и странах Юго-Восточной Азии вместе взятых проживает количество населения, превышающее население Европы и Америки, то можно сказать, что индийское кино в мировом масштабе не менее популярно, чем американское. Хотя сей факт у большинства киноманов (в том числе и у меня) вызывает снисходительную улыбку, с этой очевидностью спорить трудно. Ну да бог с ним, с Болливудом, не знаю, буду ли я когда-нибудь писать о нем, на сегодняшний день из азиатского я предпочитаю корейское или китайское кино. Не так давно открыл для себя иранское, которое оставило далеко не ординарное впечатление. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Сегодня хочу рассказать о трех современных европейских фильмах. Но прежде пару слов о том, как некоторое время назад с приятелем ходил на французский фильм «Анонимные романтики». В аннотации к фильму были слова: «Если вы любите нежность, романтику и шоколад, Париж и тонкий французский юмор, то этот фильм — то, что вам нужно». Приятель мой – человек с претензией на эстетство – был заинтригован этими словами. Долго меня уговаривать не пришлось. Фильм действительно очень романтичный и нежный, наполненный светлым юмором и добротой. На протяжении всего фильма улыбка не сходила с моего лица. А что же мой товарищ? А он уснул. На вопрос «почему?» он ответил, что ему не хватило экшена. Господи ты боже мой, до чего ж нас довел этот Голливуд, если мы ждем экшен в фильме про взаимоотношение мужчины и женщины. И как же порой бывает досадно, что наш зритель зрелищную картинку предпочитает красоте взаимоотношений или драматизму реальной жизни.

Что же касается европейского кино, то сегодня, на мой взгляд, оно возвращает утерянные некогда позиции драматического, философского кино, и вместе с тем доброго и веселого.

«Великая красота». 2013 г. Италия. Паоло Соррентино.

Великая красота

Жанр фильма определить трудно. Да думаю, и не стоит этого делать. Работа Паоло Соррентино, собравшая целую корзину наград, глубока и самодостаточна. И пусть со мной могут поспорить настоящие критики о безупречности этого фильма, для меня, да и для всех, кто способен размышлять и видеть умное и тонкое действо, это шедевр. То же самое могу сказать и об операторской работе. Потрясающей красоты картины старого Рима могут лишить сознания, что и случается с туристом-азиатом в самом начале фильма. Необоснованно затянутая, на первый взгляд, сцена карнавальной вечеринки погружает вас в общество людей, жажда удовольствий которых доведена до гротескных форм. Артисты, писатели, журналисты, представители духовенства, стриптизерши, криминальные элементы и сутенеры – все они ведут практически одинаковый образ жизни. Трудно сказать, где они правдивы и где лживы, где они лгут самим себе, а где окружающим. Невозможно порой отличить игру на публику от сущности персонажа. Общество, где стареющая стриптизерша оказывается честнее и порядочнее благовоспитанной  матери двух детей. Люди живут изо дня в день, искусственно поддерживая состояние праздника, не замечая истинной красоты жизни. Задумывается об этом лишь один человек – скандальный журналист и писатель. Встреча со старой монахиней служит толчком к размышлению о великой красоте, которую он искал всю жизнь и не замечал ее вокруг себя. Фильм глубокомысленный и мировоззренческий, но при этом не тяжелый для восприятия. Картину, как хорошую книгу, можно пересматривать неоднократно, при этом с каждым разом открывая новое значение деталей и фраз.

«Голгофа». 2013г. Ирландия. Джон Майкл МакДона.

Голгофа

Фильм восхищает своей неоднозначностью. МакДона, зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны после фильма «Однажды в Ирландии», написания сценария для «Банды Келли», превзошел самого себя, подняв вопрос, есть ли место пророку в своем отечестве сегодня. Кстати, это не единственный вопрос в этом фильме. Их здесь много. И несмотря на, казалось бы, понятный финал, вопросы остаются. Каждый должен ответить на них сам для себя. История о священнике из небольшого ирландского городка, которому на исповеди кто-то из городских жителей признается в том, что собирается его убить. Играет священника Брендан Глиссон, которого режиссер уже снимал в фильме «Однажды в Ирландии». Игра Глиссона – это как раз тот случай, когда начинаешь понимать, что был бы на его месте другой актер, фильм получился бы совершенно другим.  Один из самых больших вопросов, поставленных режиссером, на который у меня лично ответа так и не нашлось, — стоит ли нарушить тайну исповеди ради своей жизни? Он же тянет за собой следующий: сокрытие тайны исповеди в этом случае является самоубийством или самопожертвованием? Попытки разрешить клубок неразрешимых противоречий перерастают в размышления героя о грехе, о долге, о вере. Причем вере не только в Бога, но и в людей. Какой путь выберет священник? Вопрос остается открытым до самого финала. После просмотра, как я и говорил, останется много вопросов, но равнодушным фильм зрителя точно не оставит.

«Маленький Николя». 2009г. Франция. Лоран Тирар.

Маленький Николя

Чудесный, легкий, веселый, а еще очень французский семейный фильм о детстве, о том периоде нашей жизни, в котором есть место фантазиям, приключениям, радостям и разочарованиям, великим познаниям окружающего мира. Очень французский, потому что абсолютно лишен африкано-арабского культурного наполнения. И пусть меня посчитают нетолерантным, я считаю, что фильм от этого только выиграл. Снятый в лучших традициях французских комедий, которые мы полюбили еще со времен Франсиса Вебера с его «Невезучими», «Беглецами» и «Папашами», «Николя» заставляет сопереживать, улыбаться, но чаще смеяться до слез. Сюжет фильма незамысловат, но вся атмосфера истории 10-летнего мальчика и его друзей настолько погружает зрителя в его детство, что к середине фильма начинаешь ощущать какой-то восторг от своих собственных воспоминаний, навеянных фильмом. Особо хотелось бы отметить актеров, сыгравших родителей Николя. Валери Лемерсье, знакомая нам по «Пришельцам», и Кад Мерад – «Бобро поржаловать» и «Любовь от всех болезней». Естественность и непринужденность создаваемых ими образов заставляют поверить, что взрослые – это те же дети. Одним словом, фильм душевный и очень веселый. Уверен, что будете смотреть не один раз, получая при этом заряд отличного настроения.

Тамерлан Тегаев

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031