Билетик в цирк

Ну вот опять. Уж который раз (произносится со вздохом лёгкого раздражения) меня выводят на разговор о нашей так называемой эстраде. Не «горячо любимой» мною общероссийской, хотя относительно неё излить свою желчь можно несравненно больше, нежели по поводу осетинской.  

Очевидно, от меня ожидается очередное поименное поношение именно артистов, безоговорочно, всерьёз и надолго завладевшими осетинскими эстрадными подмостками. Всерьёз и надолго, потому что, на мой взгляд, существует такой непреложный закон жанра: кто платит, тот и заказывает музыку. А платит артистам, как известно, наша осетинская публика. В этом контексте интересен тот факт, что стипендии юным музыкальным дарованиям из Осетии, которыми в будущем, я уверен, будет гордиться наша маленькая, а может и большая родина, выплачивает фонд поддержки имени Юрия Розума или благотворительный фонд  Спивакова. Что тут скажешь? Кому что ближе, как говорится.

Исходя из вышесказанного, выходит так, что публика наша, как впрочем, любая другая  выбирает то, что ей ближе. И с этим ничего не поделаешь.  Поэтому бесполезно ругать звезд осетинской эстрады, хотя, на мой взгляд, все же безнравственно идти на поводу у прихотей публики. Ведь она, публика, может заказать и «лабутены». Представляю себе, наших заслуженных эстрадных див, исполняющих под гармошечное фирадынна-фирадынна «на лабутенах нах, и в о@уительных штанах». Стёб конечно, однако если вспомнить песенку про Серёжу, который все знает и все может, не уступающей в своей пошлости тем же лабутенам, то шутка не такая уж и безумная.

И можно сколько угодно сокрушаться над тем, как такое дерьмо может нравиться, количество просмотров в ютубе говорит само за себя. Если поинтересоваться в википедии, что такое эстрада, то можно узнать: «Эстрада — первоначально разновидность подмостков для выступлений. Сейчас этот термин также означает вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления, включающий такие направления, как пение, танец, цирк на сцене, иллюзионизм, разговорный жанр, клоунада». Прошу заметить «преимущественно популярно-развлекательного направления». Публике хочется развлечений, хочется микса из цирка, песен, танцев и клоунады. Эстрадный ол-инклюзив, так сказать. В нашем случае с национальным подтекстом. А как же искусство, пусть даже малых форм, но всё же? С этим сложнее.

Мне вообще кажется, что лозунг «искусство принадлежит народу» не очень правдив. Искусство элитарно. И это не только мое мнение.  Чтобы понимать и любить настоящее искусство, нужно работать над собой, учиться пониманию, воспитывать вкус, а это нелегкий, хотя и прекрасный путь. Люди, воспринимающие любое проявление творчества как развлечение, выбирают массовую культуру, даже не подозревая, что массовая культура и искусство далеко не одно и то же. И сколько бы мне ни возражали, я уверен, что людей, пританцовывающих и выкрикивающих «оппаньки» под песню какого-нибудь Стаса Михайлова, гораздо больше, чем тех, кто закрывает глаза слушая «Объяснение в любви» Альфреда Шнитке. Да что уж там Шнитке? Многие ли, к примеру, даже среди любителей осетинской музыки сегодня вспоминают Феликса Алборова, Татаркана Кокойти, Дудара Хаханова? Или опять же, к примеру, многие ли могут похвастаться записями симфонических оркестров Большого и Мариинского театров в своём пейлисте? Хотя с гордостью упомянуть при случае, что главными дирижёрами в них являются осетины, не преминёт каждый. Все понятно.

Слушать музыку, которая требует каких-то усилий для понимания, которая порождает какие-то непонятные чувства и более того грузит, как считают многие, не просто. Легче, и к тому же гораздо веселее, притоптывать, а еще припевать «оппаньки» и наше незабвенное «гъæйт – гъæйт». Кстати, сказанное об усилиях для понимания касается и рока, и джаза, и этнической музыки, впрочем, и для любого другого вида искусства. Одним словом, можно сколько угодно обвинять артистов в непрофессионализме, отсутствии таланта, вкуса, а зачастую голоса и слуха, но это, на мой взгляд, ничего не изменит.

Вряд ли в ближайшее время стоит ждать на нашей эстраде артистов уровня Стинга или Бейонсе. К сожалению, а может и к радости, осетинского Стаса Михайлова тоже не предвидится. Почему?  Да вот почему. Стоит прикладывать усилия для повышения уровня культуры, повышения профессионализма, воспитывать вкус, если и так всё устраивает? Буду, конечно же, не прав, если скажу, что хороших исполнителей у нас нет. Есть, но повлиять на общую картину они не в состоянии. Пока люди платят за цирк, они будут получать клоунов. Что с этим делать? Трудно сказать. Наверное, повсеместно приобщать детей к настоящему искусству.

Ждать каких-то правительственных программ вряд ли приходится. Надо просто воспитывать у своих детей любовь к хорошей музыке, к живописи, к театру, к своей собственной культуре в конце концов. Взращивать в них элитарность. Человек, воспитанный в таком окружении, со временем,  лет  через 15-20, создаст другую культурную среду, из которой появятся новые артисты. Они-то скорее всего и смогут изменить состояние той же пресловутой осетинской эстрады. Все вроде просто, да не совсем. Вопрос в том, будут ли те, кто заказывает музыку сегодня, прививать вкус к той, под которую невозможно стучать вилкой о тарелку? (произносится со вздохом лёгкого разочарования).

Тамерлан Тегаев

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031