Политические вызовы 2017 года

Вместе с 2016 годом завершается процесс формирования новой политической элиты в Осетии. Хотя, сегодня можно говорить лишь о завершении формирования исполнительной власти Северной Осетии, уже можно наблюдать основные принципы подбора кадров и осуществления реальной политики.

Поэтому, можно с осторожностью начать анализировать и строить прогнозы, что ждет граждан республики в 2017 году, несомненно, с оглядкой на главные новости из федерального центра.

Назначения в прошедшем году, в большинстве своем, оказались в той или иной мере неожиданностью и для обывателей, и для местных экспертов. Кадровые решения, фактически, может и отвечали запросу населения на перемены, потому некоторые не широко известные и не публичные персоны воспринялись населением с настороженным позитивным интересом, но были и весьма непопулярные решения.

С процессом принятия бюджета еще старым парламентом республики начинается постоянный экзамен власти перед населением, с этого момента можно начинать следить и судить о работоспособности новой команды.

Начиная с формирования бюджета каждый руководитель, впервые имеющий непосредственное отношение к исполнительной власти изнутри, так или иначе, сталкивается с типичными вызовами.

Первый вызов – кадровый. Речь о коллективе, сотрудниках министерств, команде, с которой предстоит не только решать текущие вопросы, но и формировать актуальную повестку дня. В идеале — руководствоваться в работе еще и стратегическим видением развития подведомственных сфер.

Современный осетинский чиновник – это не профессия, а статус, а значит предмет устремлений для всех «сильных мира сего», особенно для обустройства своих друзей и родственников. Хотя, люди, честно работающие в государственных органах на существующих республиканских и муниципальных окладах – такие же герои, как и учителя с врачами республики.

Попытка обновления кадров ведет к тому, что коллектив бывает разбавлен инициативными, но мало разбирающимися в проблемах молодыми специалистами.

Коррупция – это второй вызов. В массовом сознании основные коррупционеры – это министры, руководители, председатели, но, если внимательно взглянуть на систему, становится очевидно, что именно среднее звено распределяют бюджетные потоки в соответствии с планом работы. Здесь задача министров и председателей комитетов очень зорко следить за тем, что приходит на подпись, а также за обоснованностью затрат. Никто не кладет в карман напрямую, есть более утонченные схемы откатов фактических исполнителей. Хотя, конечно, нет правил без исключений. В любом случае, даже если творить Realpolitik, новой элите необходимы деньги. Бюджетом невозможно удовлетворить огромные очереди просителей, заниматься благотворительной деятельностью и поддерживать актуальные социальные инициативы. Поэтому найти деньги не из бюджета на нужды реализации политики – еще одна «головная боль» новой власти.

Вызов третий: баланс между стратегическими и тактическими решениями, а значит серьезная зависимость от общественного мнения. Как бы не утверждали многочисленные «диванные» аналитики, стратегические решения всегда непопулярны, но необходимы для правильного развития общества, тактические же могут в краткосрочной перспективе поднять имидж, повысить рейтинг, но за ними следует серьезный спад. Предпочтение действовать тактически, без планирования хотя бы на пять лет вперед, ведет к неминуемому упадку.

Баланс между популярными непопулярными решениями лежит в плоскости формирования имиджа главы и в умении работать с институтами гражданского общества. Есть эффективные способы продвижения непопулярных решений (такие как предварительная экспертная и публичная оценка, работы с общественным мнением и т.д.), но до сегодняшнего дня подобные инструменты задействованы не были.

Вызов четвертый: модернизация и нововведения. Этот вызов следует практически из всего вышеописанного. Чиновник – это профессия, со своими профессиональными деформациями, менталитетом. Этот менталитет весьма схож с менталитетом многих осетин – любовь к старому и проверенному и настороженность (порой до полного неприятия) ко всему новому. В подобных условиях государство как институт всегда будет в роли «догоняющего». К примеру, общество и бизнес давно уже получают и обменивается информацией, продают товары и идеи в социальных сетях, а власть еще не разобралась с тем, как сделать себе нормальный сайт. Только в 2014-2015 годах введен электронный документооборот в органах власти, но он все еще дублирует бумажный оборот писем и резолюций в полном объеме. Собирались ускорить принятие решений, получилось, что увеличили работу в два раза.

Даже если брать эти основные вызовы, которые носят внутрисистемный, структурный характер может сложиться ощущение фатальности, обреченности такого архаичного института как государство. Но именно вызовы всегда были точкой опоры, точкой роста для государства. Именно структурные вызовы делали государственные институты эффективнее и сильнее.

Вышеперечисленные вызовы также являются «точкой роста» и потенциальными возможностями для новой политической элиты и команды главы РСО-А.

Главная и наиболее эффективная потенция лежит в области маркетинга и PR – деятельность и услуги министерств необходимо «продвигать» на рынок. Для этого просто необходим иной взгляд.

Деятельность министерства – это товар, это услуга. Министерства – это бренд, это история, это эффективное взаимодействие с потребителями – гражданами страны и республики.

Множественные успешные «продажи себя» на уровне министерств и ведомств приведет к общему росту доверия населения к новой власти.

Именно республиканские министерства и ведомства непосредственно работают с населением, со своими целевыми группами, эти структуры, в общем, формируют имидж высших должностных лиц. Нелицеприятное поведение конкретных гражданских служащих в большинстве случаев автоматически отражается на имидже высших должностных лиц.

Министерства – это бренд. Министр – это «официальное лицо» компании.

Умение эффективно представлять результаты и процесс своей деятельности, быть открытыми – это и есть правильная работа в области связей с общественностью.

Крайне важно каждому республиканскому ведомству иметь структурное подразделение, отвечающее за связи с общественностью, за имидж, за продвижение услуг.

Работу с общественным мнением невозможно недооценить в политике. Даже если создается впечатление, что общество равнодушно к любым решениям, это всего лишь впечатление.

Общественное мнение дает самое главное любой власти – легитимизацию. Без нее, политическая элита всего лишь группа чиновников. Элита становится элитой, когда ее воспринимает народ, граждане республики.

Новая эпоха диктует новые условия. Сегодня реально то, что существует в информационном пространстве. Можно строить дома и больницы, но если об этом никто не знает, то ни о какой эффективности не может быть и речи. В этом благо и для самих ведомств, и для населения – главных потребителей услуг.

Именно в этой области открывается большое поле, новое поле, поле потенций.

Успешно функционирующая структура по связям с общественностью в министерствах и ведомствах дает возможность демонстрировать качество и эффективность работы, как всего министерства, так и отдельных его сотрудников, решая первый, кадровый вызов.

Успешная работа с населением и прессой дает возможности постоянно отдавать отчет о том, куда, как и на что направленны государственные деньги, а это значит прозрачность и уменьшение коррупции.

Отлаженная работа ведомств со СМИ, наличие своего эффективного сайта существенно ускоряет информационный обмен, а это означает, что государственная «машина» начинает двигаться все быстрее и быстрее. Вчера гражданин ждал 30 дней лишь ответа на запрос, завтра – ответ будет в течение нескольких часов.

Все это дает еще одно преимущество – обратную связь с населением. Самые непопулярные решения могут обсуждаться на информационных площадках, как на уровне простых потребителей услуг, так и на экспертном уровне. Пропадает необходимость устраивать дорогостоящие и неповоротливые «круглые столы» и другие подобные пафосные мероприятия. Максимальная скорость и эффективность в принятии решений, подготовка населения к отсроченному воздействию, совместная выработка стратегии развития государства и общества.

Завершая размышления, отмечу, что вышеперечисленные вызовы, к сожалению, не конечные и не единственные, но, к счастью, выше перечислены и не единственные «точки роста» и потенции для успешного развития всей Республики Северная Осетия – Алания.

Алексей Батаев,

политолог, эксперт «Агентства современных стратегических исследований (АССИ)»

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031