События в соседней Кабардино-Балкарии, где уже не в первый раз произошло обострение отношений между балкарцами и кабардинцами, переросшее в столкновение кабардинской молодежи со спецподразделениями Росгвардии, позволяют сделать два вывода.
Политика федерального центра в сфере межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе, мягко говоря, далека от идеала. А во-вторых, Кенделенский конфликт продемонстрировал уязвимость власти в отдельно взятом субъекте СКФО, когда реакцией Кремля на массовые волнения в республике стала смена руководителя республики.
Возможно, конфликт, связанный с 310-летием празднования победы в Канжальской битве, и последующие беспорядки были лишь последней каплей, повлиявшей на решение Президента о смене Юрия Кокова. Однако, в восприятии жителей всего региона это выглядит именно, как реакция главы Российской Федерации на неспособность руководителя КБР предотвратить указанную конфликтную ситуацию и оперативно ее куппировать.
Несомненно, это должно стать предупреждением для всех руководителей субъектов СКФО. Кремль ясно дал понять, что не потерпит от глав регионов неспособности контролировать общественно-политическую обстановку на вверенных им территориях и не простит неумения выстраивать конструктивный диалог с различными этническими и политическими элитами.
Кабардино-Балкарский прецедент опасен в том плане, что политические элиты в других государственных образованиях федерального округа могут попытаться использовать ту же схему для достижения своих локальных политических целей. Имеется ввиду дискредитации перед федеральным центром действующего руководителя субъекта РФ путем организации несанкционированных акций протеста с целью его последующего смещения.
Проецируя же события в КБР на Северную Осетию можно сказать, что риск повторения кенделенского сценария потенциально существует. Имеется ввиду протестная активность населения, которая может быть спровоцирована деструктивными силами с целью осложнения осетино-ингушских отношений. Подтверждает это попытка сбора 26 сентября несанкционированного митинга в центре Владикавказа путем рассылки неизвестными лицами сообщений по мобильному приложению «WhatsApp».
В этот день же проходил несанкционированный митинг в Магасе, где около 300 человек протестовали против передачи в состав Чечни части территории Сунженского района республики. На митинге также звучали призывы о необходимости возвращения в состав Ингушетии части Пригородного района Северной Осетии, чего по мнению собравшихся должно добиваться руководство Ингушетии. В свою очередь общественность Северной Осетии резонно настораживает наличие в Конституции Республики Ингушетия 11 статьи, в которой законодательно закреплено стремление к возвращению политическими средствами «незаконно отторгнутой у нее территории». Понятно, что под этой «отторгнутой территорией» подразумевается именно Пригородный район Северной Осетии.
Неурегулированность этнополитического осетино-ингушского конфликта осени 1992 года и отсутствие до сих пор его политической оценки со стороны федерального центра, делает межнациональные отношения между двумя народами достаточно уязвимыми перед деструктивно настроенными элементами, ставящими перед собой цель раскачать ситуацию в обоих республиках. А потому местным властям необходимо извлечь выводы из конфликта при Кенделене.
Роланд Курбанов