Муфтий Северной Осетии: «Мы потеряли Бога в нашем обществе»

Муфтий Северной Осетии Хаджимурат Гацалов рассказал «Кавказ.Реалии» о том, насколько тяжело исламским деятелям работать в республике, как переубеждают «экстремистов» и почему расследования убийств двух имамов до сих пор не сдвинулись с места.

— Какова специфика работы духовного управления мусульман в Северной Осетии? Ведь в отличие от всех остальных субъектов Северного Кавказа ее нельзя назвать мусульманской.

— Специфика та же, потому что суть религиозной идеологии – одна. Но особенности, конечно, есть, потому что когда республика в своем большинстве монорелигиозна, все общество пропитано этой религией. Там, конечно, люди быстрее понимают друг друга по каким-то вопросам. В соседних республиках цепь религиозной идеологии не прерывалась никогда. Суть уходила в национальную традицию и атрибуты, но не прерывалась. У нас это почему-то размылось. И дело даже не в многонациональности или в многорелигиозности. Мы потеряли Бога в нашем обществе. Для общества неважно, какую религию человек исповедует, если она несет благо. Суть любой религии – это милосердие.

— Сталкиваетесь ли вы с какими-нибудь определенными сложностями при работе в нашей республике?

— Когда мы предлагаем провести мероприятие или побеседовать с молодежью, нам отвечают: у нас светское учреждение, вам сюда нельзя. Почему? Объяснить не могут. Ссылаются на нашу религиозность, на специфику Духовного управления. Но мы предлагаем вести диалог не о религии, а о нравственности, о моральной ответственности общества. Мы предлагаем вместе воспитывать молодежь. Но встретиться, поговорить пока не удается. Нельзя. Мы проводим в год более 120 мероприятий. Из них чисто религиозных – процентов 30 или даже меньше. Остальные – социальной направленности, воспитательные, гуманитарные. Но когда бывает необходимость провести какое-нибудь плановое мероприятие, нас приглашают. То есть когда им надо, тогда запрет снимается. Приглашают в составе других групп, в том числе религиозных. А суть религии в чем? Творить добро. Мы же на встречах не говорим, мол, принимайте ислам или становитесь религиозными. Это дело каждого человека, его ответственности перед Господом. Мы говорим о проблемах воспитания, о морали, о личной нравственности.

— Сектанты – проблема не только ислама, но и других религий. Как в Осетии борются с радикальными течениями?

— Мы садимся и начинаем разговаривать. Это путь очень долгий. Мы подводим их к мысли: почему ты слушаешь ролики человека тебе незнакомого, а не слушаешь своего имама, который имеет высшее образование, которого ты хорошо знаешь, который тебя никогда не обманул. Что вообще такое радикалы? Что такое экстремисты? Исламского радикализма быть не может, потому что эта религия, которая призывает к добру. Радикализм основан на двух вещах: на невежестве и на плохом нраве. Что такое плохой нрав? Это страсть, которая довлеет над разумом. Желание властвовать, подавлять другого человека.

Радикалы находят в аятах то, что им нравится. Другими словами, когда они слушают эти призывы, это не означает, что они следуют этим призывам. Они искали эти призывы. Они ищут оправдание своим действиям в этих призывах. Вы спрашиваете, есть ли борьба с радикализмом? Это уже вопрос к правоохранительной системе. Наша задача — ежедневная профилактика. В первую очередь она заключается в воспитании. Во вторую – в знании. Те люди, которые уехали, чтобы вступить в [экстремистскую организацию — ред.] ИГИЛ из Северной Осетии, в большинстве своем имели темное прошлое, проблемы с законом. И когда в нас начинают бросать обвинения, что, мол, это духовное управление мусульман виновато, мы этого не понимаем. Надо спрашивать родителей и задать им резонный вопрос: а вы что, не знали, куда ваш сын идет? Если он бездельничал, не приносил пользы, а потом вдруг вам сказал, что в Каир уехал, вы правда думаете, что он туда поехал учиться? Кто хочет учиться – пусть пока начнет с местной мечети.

— После жестоких убийств Ибрагима Дударова, Расула Гамзатова не могу не спросить: а как вы обеспечиваете безопасность имамов?

— Это квинтэссенция всех остальных вопросов. Общество считает людей религиозных, особенно тех, которые работают в мечетях и церквях, инородными. О какой безопасности можно говорить, когда общество даже не опечалено их смертью? Я считаю, что имамы – лучшие люди нашего общества. Они чисты, они обладают знаниями. Они живут по Божьим законам и к этому призывают. И когда убивают человека, эта трагедия страшная. Когда убивают имама, эта трагедия еще страшнее, потому что этот факт характеризует общество. Убийства и одного, и второго имама до сих пор остаются нераскрытыми. А общество безразлично за этим наблюдает. Убийства не расследуются. Почему общество не встанет и не спросит: когда найдут убийц? Ощущение такое, что они не расследуются с самого первого дня. Проводилось много видимой работы, писались тома. Но правоохранительные органы не ставили перед собой задачу найти убийц ни в первом, ни во втором случае. Я сейчас отвечаю на вопрос о безопасности, но любой вопрос, который мы затрагиваем, касается нашего общества целиком. Мы живем в одном обществе, и все вопросы, которые нас касаются, взаимосвязаны. Не надо делить людей на православных и мусульман, на представителей правовой системы, на всех остальных. Есть вопрос безопасности нашего общества.

«Кавказ.Реалии»

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031