«Ты даже не представляешь, как может изменить жизнь одна случайная встреча». С этой фразы начинается первый масштабный кавказский фильм за постсоветский период – «По небу босиком». Трогательная история молодого неунывающего парня-сироты и скромной девушки из богатой семьи. Любовь, нежность, боль, потери, расставание – все это ждет молодую парочку. Фильм пронизывает до глубины души, заставляет сопереживать героям, заставляет по-новому ценить жизнь.
Да, именно таким был замысел режиссера, который не удалось воплотить.
Началось все с неправдоподобной игры актеров, натянутых, надуманных диалогов и совершенно «пустых» персонажей. Вам не удастся составить ни одного психологического портрета кого бы то ни было из героев (моменты, где главный герой вспоминает мать, явно отсылают нас к Фрейду). Зато вы всегда будете знать, что они чувствуют и каковы мотивы их действий. Они вам просто об этом скажут.
Первый танец на экране можно наблюдать уже на 3-ей минуте. Стоит отметить, что авторы кинокартины заставляют танцевать своих героев на протяжении всего фильма, и что характерно – в самых неподходящих местах и ситуациях. Главный герой по прозвищу Бит за полтора часа ни разу не прошелся в кадре обычной человеческой походкой, он всегда пританцовывает. Я бы сравнила это с индийскими фильмами, но, на мой взгляд, там бесконечные танцы были оправданы сюжетом.
Я пыталась посмотреть картину глазами москвичей, коим она также будет показана в кинотеатрах. Пришла к выводу, что этот фильм закрепит все имеющиеся стереотипы о кавказцах. Этому особенно поспособствует сюжетная линия про брата главного героя, который зарабатывает на жизнь угоном машин. Вооруженные типы кавказской внешности, просто нерушимый треугольник «подворотня-барыги-наркоманы», побои и разборки, типа, «ты кто такой?» (это реальная фраза из фильма). В общем, бандюги у нас не крутые и обаятельные, а обыкновенные беспредельщики.
Особое внимание следует уделить диалогам и репликам.
«Стебель еще можно согнуть пока он не стал стволом»
«Всю мою жизнь ты кормил меня ворованным хлебом, а теперь еще сделал подлецом. Я тебе это никогда не прощу»
Диалог престарелой матери с сыном-бизнесменом:
— Прессуй их!
— Мама, сейчас не девяностые.
— Если бы был каменный век – я бы прессовала мамонтов!
— Хорошо, мама. Я завтра пойду и вырву у них почки, селезенку, печень… и сделаю шашлык.
На протяжении всего фильма не покидает ощущение ненатуральности происходящего. Погибла мать двоих детей, они остались совершенно одни, им некуда идти. Это на Кавказе. Они были рождены в законном браке, значит, должны быть дяди, тети, бабушки, на худой конец фамилия. Но никого нет. А когда дочь человека, коллекционирующего оригинальные работы Малевича, заболела лейкозом, ее поместили в пригородную больничку средней руки. Рядовая такая ситуация.
Если и можно за что-то похвалить создателей фильма, так это за пиар. Любой продукт нуждается в грамотном продвижении – это они усвоили на 5 «с плюсом». Но с другой стороны, возможно, если бы не такие громкие заявления о себе, то ожидания не были настолько обмануты, а этот текст писался с большей долей снисхождения.
П.С. Внимание! Возможны спойлеры!
Элина Сугарова