Свадебный спор

Если верить популярным в Северной Осетии fashion-инстаграм аккаунтам, невесты все чаще предпочитают платья, полностью свободные от вышивки. Однако противники этой тенденции убеждены, что отказ от орнаментов недопустим – тем самым нарушается сакральный смысл, вложенный в костюм невесты. А вот специалисты уверены, что далеко не каждое вышитое платье отвечает требованиям и мало чем отличается от чисто-белого.

В социальных сетях всё чаще встречаются фотографии невест в белоснежных платьях, полностью лишенных вышивки. Как правило, единственным украшением становятся нагрудники и пояс.

Снимок

По мнению старшего научного сотрудника отдела осетинского языкознания СОИГСИ Фатимы Абаевой, такое платье нельзя считать традиционным костюмом невесты.

«Это просто платье, стилизованное под национальное. Орнамент, во-первых, это оберег, символ плодородия, символ невесты заключен в этих орнаментах»,- сказала она.

Другая крайность – полностью расшитые бусами и камнями орнаменты, от чего платье становится тяжелым. Часто такой наряд выглядит перегруженным и безвкусным.

45036577_902784996579518_6262571644854730752_n

По мнению специалистов, оба варианта неправильны. Историки национального костюма утверждают, что орнамент на платье невесты необходим. Ведь в целом свадьба – это некий ритуал. По словам этнографа Батраза Цогоева, орнамент на платье «олицетворял древо жизни».

«Орнамент на подоле – это символы двух древ жизни (двух фамилий), выше пояса – символы детей, узоры на рукавах очень часто символизируют звездное небо или опять-таки древо жизни. На головном уборе часто изображали солярные знаки, позднее стали наносить растительный орнамент», — сказал он.

Батраз Цогоев утверждает, что сакральный смысл в национальных платьях сохранился лишь частично.

«Платья сейчас сильно изменились. Поменялись и цвет, и фурнитура, и технология нанесения орнамента. Сегодняшнее национальное платье – это не столько национальное, сколько сценическое платье. Оно утратило ритуально-религиозный смысл. Отголоски старых мотивов есть в современных платьях, но их очень мало», — отмечает Батраз.

Художественный руководитель театра фольклорного танца «Артхурон» Гия Бестаев, напротив, считает, что многие девушки стремятся сохранить традиции. По его словам, «некоторые моменты изменились, но сакральная часть осталась».

«В основной своей массе это было мировое дерево, которое на платье изображалось. Оно соединяет все части трех миров – небесный, земной и подземный мир. Естественно, в женском платье были орнаменты олицетворяющие плодородие. Сейчас свадебные салоны шьют по заказу. Люди сами выбирают то, что они хотят, а «заказчик всегда прав». Поэтому появились национальные платья с открытыми руками, вырезами, декольте»,- сказал он.

По мнению же известного этномодельера Изольды Гогичаевой, на «правильном платье никогда не было вышивки, не было кричащих осетинских платьев». В своих работах она применяет традиционный орнамент. Однако отмечает, что костюм менялся из поколения в поколение.

«Мы немного меняем рисунок, но мы используем те линии, которые были раньше. У нас очень мало орнаментов. Есть исконно старинный орнамент, мы его используем в этнографических костюмах, это музейные работы. Свадебный костюм мы меняем. Мы берем традиционный орнамент и привносим что-то новое», — сказала Изольда Гогичаева.

Кандидат искусствоведения Дзерасса Дзлиева же считает, что все зависит от желания невесты.

«Если девушка верит в символику и для нее важно следовать обрядам, то она наденет классическое платье»,- сказала она.

Инга Мамедова

Поделиться в соц. сетях