Три фильма от Петровича

«Почему ты не пишешь о любви?» — спросила меня много лет назад одна красивая девушка. Мы учились на втором или третьем курсе училища искусств (не суть дела), а там, как известно, обучался народ по большей части талантливый.

К этой талантливой части отнести себя не очень получалось. Учился посредственно, ну и играл скорее всего также. Когда вокруг музыканты, владеющие музыкальными инструментами если не виртуозно, то во всяком случае гораздо лучше тебя, произвести впечатление очень нелегко. А ведь хотелось. И в первую очередь, да и во вторую в общем-то тоже, произвести впечатление хотелось на девушек. Я писал стихи и мне, наивному болвану, казалось, что достаточно хорошо. Слава Богу, этот период моего, так сказать, творчества быстро закончился. Ну так вот, на вопрос почему я не пишу о любви, я честно признался, что для этого нужно иметь талант Пушкина, коим я, к сожалению, не обладаю. Любовь, на мой взгляд, — это более чем просто чувство, более чем страсть, она непостижимее, чем электричество и химия, возникающая в нас. И управлять-то этим неизвестно как, куда уж там понять, а уж тем более облечь в словесную оболочку. Это нечто неуловимое, соприкоснувшись с которым ощущаешь искорку чего-то большего и более прекрасного, чем ты сам. Раздувая из этой искорки пламя страсти, часто не замечаешь, как сгорает то неуловимое и необъяснимое, что делает нас светлее искреннее, и в тоже время уязвимее. Мне кажется, это то состояние, в котором мы все рождаемся и которое теряем, соприкоснувшись с рациональностью материального мира. Надо признаться, я и сегодня не обладаю толикой таланта Александра Сергеевича, чтобы говорить о любви, ну да не беда. Все то, о чем я так неуклюже попытался сказать, есть в трех фильмах о любви, о которых пойдет речь далее. Снятые в разное время разными режиссерами картины, по-моему, говорят об одном: любовь — это дар, и не важно, как долго она продлится и какие последствия будет иметь. И еще: во всех трех фильмах практически отсутствуют так называемые откровенные сцены, так что любителям погорячее, скорее всего, будет скучно. Это кино подкупает другим: нежностью, добротой, грустью, пронзительной искренностью любовного настроения.

Любовное настроение

Любовное настроение 2000 г. Вонг Кар-Вай

Герои фильма, который получил в том же году аж две «пальмовые ветви» на кинофестивале в Каннах, — мужчина и женщина, снимающие соседние комнаты в доме одного из гонг-конгских небогатых районов. Любовные чувства разгораются в них при весьма странных, на первый взгляд, обстоятельствах. Су и Чоу, так зовут героев, узнают о неверности своих супругов, причем изменяют они именно с супругами героев. Желание уличить и отомстить незаметно для Су и Чоу перерастает в увлеченность друг другом, а затем и в большую любовь. Вот такой вот странный любовный четырехугольник. «Мы не будем такими, как они,» — произносит Чоу, пытаясь сопротивляться нахлынувшим чувствам. Хватит ли им для этого сил? Стоит ли вообще сопротивляться? Может просто, махнув рукой на нормы общественной морали, погрузиться в океан безбрежной любви? Изначально Кар-Вай собирался снимать фильм в Пекине (картина должна была называться «Лето в Пекине»), но власти усмотрели в сценарии нечто крамольное для коммунистического общества, и съемки были перенесены в Гонг-Конг. Отсутствие откровенных сцен режиссер мастерски компенсировал романтическим гламуром пятидесятых. Обтягивающие фигуру платья, романтические письма, сигаретный дым, ночные прогулки по узким улицам, объятия украдкой под чужими балконами. Несмотря на всё это, фильм нисколько не смотрится слащавым. Вонг Кар-Вай как бы задает вопрос, стоит ли предаваться безумству любви, не рассчитывая на результат, и сам же отвечает. Ну а что отвечает, каждый решит сам, посмотрев или пересмотрев фильм.
Трудности перевода

Трудности перевода 2003 г. София Коппола

«Изумительный фильм не для всех», — так охарактеризовал мне приятель этот фильм после просмотра. И действительно, несмотря на всю свою емкость, душевность, тонкий юмор, великолепную игру Скарлетт Йоханссон и Билла Мюррея, фильм, по моему разумению, не снискал среди зрителей должного внимания. Несмотря на восторженные рецензии критиков и огромное количество наград вплоть до «Оскара» за лучший сценарий, зрительских симпатий картина получила незаслуженно мало. А зря. Скорее всего, это произошло отчасти потому, что мы все привыкли к шаблонным схемам повествования любовной истории, а отчасти потому, что преподнесли ее изначально как комедию. И хотя, как я уже говорил, что юмора в фильме достаточно, это драма. И драма непростая. София Коппола как режиссер вне всяческих похвал. На первый взгляд, в фильме не происходит ничего незаурядного. Токио. Здесь в дорогом отеле встречаются молодая девушка и уже немолодой телеведущий. Познакомившись они отправляются на прогулку по городу, где попадают в разные истории, будто бы незначительные, но помогающие обрести веру в себя. Может показаться, что не произошло ничего существенного, однако это не так. Невозможно не проникнуться чувством взаимного притяжения и удивительного душевного родства героев, которое обнаруживается по мере их общения. Кажется, вот-вот это все перерастет в нечто большее, нежели дружеское расположение, и это заставляет до самой финальной сцены ждать и находиться в некоем напряжении. Очень хочется согласно той же шаблонной схеме хеппиэнда, но фильм ведь в этом плане нешаблонный. После просмотра возникает вопрос у мня во всяком случае: а осталась бы в случае хепиэнда магия недосказанной волшебности?
Три тополя на плющихе

Три тополя на Плющихе 1968 г. Татьяна Лиознова.

Фильм легендарной создательницы экранного Штирлица о нежности, о том, что влюбленность может настичь человека, казалось бы, в самом неподходящем для этого месте. О том, как может преобразить и открыть сокрытую в глубине души истинную красоту человека случайная мимолетная встреча. Для меня этот фильм является одним из лучших произведений советского киноискусства. И не только благодаря режиссуре признанного мастера. Образы, созданные Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, настолько органичны, честны и откровенны, что погружают в свою историю с головой, не давая возможности оценивать происходящее, как лицедейство. Все взаправду и по-настоящему. Вот деревенская женщина с неподъемным чемоданом и смятым рублем, зажатым в ладошке, а вот таксист, колесящий по московским улицам двадцать лет. А вот минуты счастья. Минуты влюблённости, которые накрывают обоих. Знала ли героиня, прожив со своим мужем не один год, что счастье и любовь могут быть другими? Более нежными, более чувственными, более глубокими? И ЧТО такое счастье? Природная чистота души не дает ей увидеть того, что герой Ефремова понимает сразу и о чем молчит весь фильм: нечто неуловимое, соприкоснувшись с которым ощущаешь искорку чего-то большего и прекрасного, чем ты сам. Героиня поймет позже. Уже в деревне с мужем, услышав по радио пронзительно-грустные строчки из любимой песни.

Опустела без тебя земля,

Как мне несколько часов прожить,

Так же падает листва в садах,

И куда-то всё спешат такси.

Только пусто на земле одной без тебя,

А ты, ты летишь и тебе

Дарят звёзды свою нежность.

Тамерлан Тегаев

Поделиться в соц. сетях