Интерес к осетинским танцам с каждым днем растет. В ансамбле «Кафаг» только девушки. Часто молодые люди не верят, что учиться танцам можно и бесплатно.
Курсы народной хореографии есть в каждом районе республики, начиная с детских садов и заканчивая ведущими фитнес-центрами. Так, одновременно с физической формой, можно поправить и здоровье. Занятия танцами даже на любительском уровне помогают избавиться от таких недугов, как сколиоз и плоскостопие.
«Осетинские танцы — это в первую очередь осанка. Девушки, мальчики должны стоять ровно. Спина должна быть ровной, лопатки вместе, а живот втянут. Естественно, в первую очередь работает спина. Вообще в осетинских танцах человек должен быть натянутым как струна», — сказал руководитель ансамбля народного танца «Кафаг» Асланбек Габуев.
Казбек Кудзаев, пластический хирург, кандидат медицинских наук: «Как ортопед могу сказать, что осетинские народные танцы являются одним из эффективных методов лечения и реабилитации. Хореография для возрастных людей — способ продления активной жизни».
Движение — жизнь, а если движение идет в танце, то и жизнь будет в удовольствие. Такого мнения придерживается и Тома Битиева. Пока ее дочь занимается в секции плавания, молодая мама не теряет времени даром и идет в пляс. Говорит, что после тяжелого рабочего дня только танцы дают ей новые силы и наполняют энергией.
«Какая бы я уставшая ни пришла, какая бы я злая ни пришла на танцы, после танцев такое ощущение умиротворения. Все проблемы уходят на второй план. И физическая нагрузка. Чем куда-то ходить на фитнес, на тренажеры, лучше пойти на танцы — и полезно, и красиво», — сказала молодая мама Тамара Битиева.
В министерстве культуры однозначно одобряют танцевальную тенденцию. И подчеркивают, что каких-то пару десятилетий назад танцевал весь цвет нации и было стыдно не уметь танцевать. Поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы продлить моду на народную хореографию.
Но есть и обратная сторона медали. Большое количество ансамблей породило резкое разнообразие стилистики и техники исполнения даже традиционных симда и хонга. Но за образцовое принято считать исполнение госансамбля «Алан». Коллектив был основан в 1938 году по указу Сталина из 6 гизельских танцоров самодеятельного коллектива «Арт». Они были единственными на Кавказе, кто «стоял на пальцах». А стойка эта родом из нартского эпоса.
«Победителю разрешалось танцевать с девушкой, и он, чтобы казаться выше, становился на пальцы, старался подтянуться, и оттуда у нас осталось это — на пальцах. У других этого не было», — сказал заместитель министра культуры РСО-Алания Эльбрус Кубалов.
Девушки, чтобы быть под стать партнерам, ради искусства тоже шли на некоторые жертвы. Чтобы шаг был плавным и размеренным, они туго перевязывали колени. После упорных тренировок результат достигался. Важно, чтобы голова в танце была приподнята, а взгляд при этом скромно опущен вниз.
ГТРК «Алания»