Avarijka

Приятно, когда уступают дорогу – обязательно благодарю «аварийками» водителя автомашины, которая осталась позади, следуя по главной дороге. Не скрою, бывает приятно, когда сам пропустишь кого-то вперед, и в ответ получаешь аналогичное и понятное тебе мигание.

Именно в такие минуты, думаешь, а может и не стоило в конце 90-х так ерничать по поводу безобразной езды по Владикавказу и утверждать о том, что в нашем городе нет ПДД (правил дорожного движения), а есть только «ДДД» — дай дураку дорогу? И такой принцип вождения существовал ради того, чтобы в случае столкновения избежать словесных разборок на тему, кто прав и кто виноват, или же панибратских выражений, которые начинались незатейливо: слышь, ты.

Время прошло, жизнь двигается вперед, и может постепенно укрепятся в сознании уже другие три «Д» – дай другому дорогу, а еще лучше — дай другу дорогу, и естественно, не в ущерб общей безопасности. Верить-то надо в лучшее и надеяться тоже. Ну, кто по жизни выигрывал или проигрывал пять секунд от учтивого маневра? Не видел человека, которого бы выгнали с работы за пятисекундное опоздание или же для кого-то этот миг стал решающим в получении невиданных дивидендов. В конце концов нет среди нас Штирлицев, которым по долгу службы нельзя «думать о секундах свысока».

Чего абсолютно не воспринимаю в «аварийках», так это их включение, когда водителю нужно стоять там, где очень хочется, причем с очевидной помехой для движения. И это не более чем дешевый трюк, какая-то «рыхлая рисовка». Недавно на проспекте Коста под светофором с включенными «аварийками» стоял джип, спокойно занял одну полосу, а их всего две, и рядом трамвайные рельсы. Когда поравнялся, притормозил, благо ситуация позволяла, спросил девушку за рулем: может чем помочь, может аккумулятор сел? Ответ неизвестной собеседницы ошеломил своей простотой и краткостью: возможно. После чего она отвернулась, давая тем самым понять, что разговор закончен.

А ведь с точки зрения физики, вопрос-то был напрочь бестолковым – если бы аккумулятор сел, лампочки бы не моргали! А соучастие было проявлено из лучших побуждений и водительского опыта — ведь тот, кто на дороге никогда один не оставался, цену помощи никогда не поймет. Зато первый и последний раз выяснил причину аварийной остановки в городских условиях.

Иная ситуация, когда маршрутка тормозит, где попало — включаются «аварийки», идет высадка или посадка пассажиров, и сигналить водителю в такой ситуации бессмысленно. Единственное, что утешает, так это ужесточение правил с 15 июля, когда маршрутки будут тормозить исключительно на остановках. И правильно! Давно пора снять с Владикавказа репутацию российского города, где желание пассажира — неписанный закон для водителя, а фразы типа «остановите под светофором» или «где-нибудь здесь, за углом» стали традиционными обозначения остановок.

Как говорят транспортники, культура обслуживания пассажиров заканчивается в тот момент, когда их посадка и высадка идет «с бордюра» — у нас, к сожалению, слишком многое начинается с этих бордюров, ими же и заканчивается.

«Заездных карманов», а это необходимый элемент безопасности и одновременно показатель культуры, до обидного мало, причем вид некоторых вводит в ступор. Например, возле ЦУМа, судя по геометрии, два кармана. По замыслу, один должен использоваться под общественный транспорт, а другой, который огорожен, под парковку. Однако, постоянно заняты оба – таксистами и автомобилистами, коим лень заезжать на стоянку с обратной стороны ЦУМа. Что в итоге? Маршрутное такси останавливается возле оборудованной остановки, прямиком у бордюра. Вот и весь «культур-мультур»!

Помимо указанной остановки, есть еще 580 остановочных пунктов, как это утверждают городские власти, но насколько они соответствуют требованиям, особенно безопасности и удобствам людей, официальной информации на этот счет пока нет. Впрочем, с точки зрения математики, общее количество все же смущает.

kaluga25574

Если расстояние между остановками 200 метров, то общая протяженность маршрутов около 120 км, и если это поделить на два, то получим масштабы Волгограда, вытянувшегося вдоль великой реки. А если полученные 60 км поделить на количество официально существующих маршрутов, получается протяженность одного маршрута немногим более одного километра (?).

Значит, маршруты накладываются друг на друга – пришло время оптимизировать, именно, в созидательном смысле этого слова. Планы у мэрии были еще пять лет назад, даже общественные слушания прошли на эту тему в декабре 2011 года.

Предлагалось сократить количество маршрутов с 55 до 28, и был еще стратегический аспект, обусловленный ныне существующей градацией, в основе которой численность населения. Владикавказ, где проживает до 350 тысяч человек, относится к большим городам, а это означает использование автобусов средней и малой вместимости. Однако, преобладающее использование «ГАЗелей», которые являются автобусами особо малой вместимости, приводит к тому, что транспорт зачастую двигается сплошным потоком. Интенсивность движения оказывается больше, чем пропускная способность улиц, отсюда пробки и заторы. Поэтапной замены «ГАЗелей» на автобусы средней и малой вместимости так не произошло, и главная причина, как всегда, очевидна – деньги.

Чехарда с маршрутами, другого слова и не подобрать, началась с тех пор, когда кому-то в конце 80-х годов пришла в голову мысль реформировать маршрут образцового обслуживания – знаменитую «восьмерку». Если кто помнит, на линии, а это от Архонского перекрестка до улицы Шмулевича находились от 7-8 «Икарусов» в зависимости от времени. На каждую остановку вместительные автобусы прибывали через каждые 7-8 минут – часы можно было по ним сверять. Удлинили маршрут сначала до Китайской площади с одного конца, а с другого — уже до «Филип Хольцмана». Вроде прибавка составила пять-шесть километров, но свою прелесть и образцовость «восьмерка» потеряла, потом потерялись «Икарусы».

В лихих 90-х маршрутная сеть Владикавказа создавалась хаотично – без аналитики, плана и вдумчивого проектирования рисовались маршруты. В те непростые времена многое делалось «от вольного», и дорисовались до того, что теперь через главные улицы города проходит от 13 до 18 маршрутов. Стандартного для школы набора цветных фломастеров не хватит, чтобы отличить один от другого на бумажной карте города.

Кстати, проект оптимизации маршрутной сети Владикавказа готовили тогда специалисты из Санкт-Петербурга – печально, что не нашлось своих толковых узких специалистов, способных думать и творить ради людей и общественного транспорта в родном городе. Впрочем, насчет общественного – это перебор, пока преобладает частный.

Тимофей Хъурхъурагов

Поделиться в соц. сетях