Учитель на замене

Надо же было такому случиться! За неделю до последнего звонка серьезно огорчилась классный руководитель Марина Юрьевна. Премного обязан именно этому учителю, которая пять лет назад выпустила из обычной владикавказской школы моих детей, и действительно наставила их на путь истинный, и потому хочется вкратце воспроизвести ее монолог с нерадостным финалом.

— Есть у меня в девятом классе проблемный мальчишка, и есть большие сомнения в том, что он сдаст ОГЭ, хотя ученик способный. Несколько раз звонила его отцу, чтобы пришел в школу, но не получилось – то он в рейсе, то в командировке, то оборудование для салона красоты где-то  заказывает, покупает и перевозит. Решила позвонить маме ученика.  Дозвонилась с пятой попытки, попросила ее прийти в школу. Так она мне заявила: «А не вариант, если я послезавтра приду? У меня на пару дней клиенты расписаны – а сейчас, начало сезона». От такого ответа я просто опешила, даже не знала, что сказать. Хотела набрать еще раз, чтобы записаться в клиенты на послезавтра, но передумала…

Что с нами произошло и что происходит? Почему молодая мама в возрасте 35 лет так позволяет себя вести с наставником ее родного сына? Почему у учителя душа болит за ребенка, а у его родителей не очень? Как можно ставить на одну чашу весов будущее сына, а на другую — бизнес, с его извините, за подробности, сезоном маникюра-педикюра.  А «не попутала ли рамцы (или рамсы)», извините за такой жаргон, в данном случае владелица салона красоты?  А куда мы вообще идем, каким созидательным курсом, если так низко опустили престиж учителя и за прошедший год так его и не подняли?

Сколько разговоров из года в год бывает о престиже учителей, но действенных шагов, как это ни обидно признавать, нет!

Без роста заработной платы учителя, причем более чем двух или трехкратного, и не привязанного к заработной плате по экономике  региона, престиж учителя не поднять.

Кстати, первый раз об этом серьезно заговорили еще лет десять назад,  когда определяли по российским регионам лучших педагогов. В  День  учителя, который традиционно отмечается 5 октября, выплачивали им по 100 тысяч рублей. В общей сложности, определяли 10 тысяч педагогов, и выплачивали им один миллиард рублей. Кстати, это в десять раз меньше, чем на программу утилизацию автомобилей ради продвижения на рынок продукции отечественного автопрома.

В те времена были приличные сшибки между экономистами, и суть дискуссий зачастую сводилась к дилемме: поднять резко зарплату учителю или только понемногу?

Выбрали второй, прямо скажем, бюджетный вариант, и в качестве веского аргумента говорили о том, что если вдруг (!) учитель будет получать 50 тысяч рублей, а это в ценах 2007 года, тогда неминуем очередной виток инфляции, а еще хуже гиперинфляции.

Терминологией пугать у нас умеют, зато при переходе милиции в полицию с автоматическим повышением зарплаты, никаких инфляционных страшилок и в помине не было.

Получает сержант  полиции  в два раза больше учителя с 30-ти летним стажем, и ничего —  не надо нарушать «статус кво», и нет причин для беспокойства.

Кого волнует, и кто серьезно озаботился тем, что в школе крайне мало  мужчин-педагогов?   Если женщина в доме –  хранительница очага, то мужчина в школе – это хранитель порядка, спокойствия, уверенности и стабильности, и эта самая настоящая аксиома.

А та же самая тема поборов, по которой уже неоднократно принимались самые различные управленческие решения.

Совершенно не собираюсь скрывать тот факт, что за время учебы детей в школе, всегда отдавал деньги на различные сборы. Пора привыкнуть к тому, что нет у нас бесплатного образования, как нет и бесплатной медицины.

Но одно дело отдать деньги на новую доску, ремонт класса, обновление парт и энергосберегающие лампы – здесь, хотя бы чувство удовлетворения присутствует, потому как делаешь это ради детей.

И совершенно другие чувства появлялись, когда родителей просили собирать деньги на то, чтобы школа взяла на себя обязанности, а точнее ее уже «загружали» приемом, размещением и кормлением отдельно взятой делегации из северо-кавказской республики, которая принимала участие в очередном межрегиональном фестивале детского танцевального искусства, творческом конкурсе или спортивном состязании.

А ведь были у нас случаи, когда ради поддержания или же повышения имиджа городской власти, в бытность прошлого мэра, школы ориентировали на совершенно «непрофильные активы».  То есть учитель  должен был ассоциироваться с информацией о сборе средств ради повышения мэрского статуса, но его личный, статус педагога никого в мэрии не интересовал.

Вот не у всех родителей хватает времени и навыков для того, чтобы активно «шерстить» интернет и плотно сидеть на сайте госзакупок. Порой там бывают крайне любопытные вещи, когда местная власть вдруг решает купить автомобиль, исключительно иностранного производства, стоимостью от одного и до двух миллионов рублей, а в это время в подведомственной школе вынуждены собирать с родителей деньги, чтобы классы утеплить или поменять древние деревянные окна на пластиковые. Одной престижной модели иномарки за глаза хватит, чтобы все это сделать в одной, а то и в двух школах в зависимости от количества учеников.

Вряд ли стоит оспаривать, что учителя у нас давно в авангарде подписки на муниципальные газеты, и в авангарде выборной кампании – они  и явку обеспечивают и порядок на избирательном участке, и это в перерыве между уроками, подготовкой к ним и проверкой домашних заданий.

Мы настолько зареформировали и заоптимизировали школу, то теперь никак не можем понять, а для чего все это делалось? В итоге получили молчаливое учительское сообщество, которое замкнулось само в себе, и никакие суждения о происходящих процессах в образовании на поверхность не выносятся.  Мало кто из учителей в нашей республике пытается на страницах СМИ, с экрана телевизора или в радиоэфире высказаться о том, какие проблемы существуют, какие недостатки проглядываются в ходе реформаторских действий, а реформ без ошибок не бывает.

Объяснение здесь простое – сегодня учитель выступил, выразил свою точку зрения, а завтра — звонок директору из управления образования или министерства образования и науки. Словесное содержание беседы привести трудно, но это однозначно монолог с мощной морально-нравственной «накачкой»   В  завершении могут прозвучать недоуменный вопрос: а кто это у вас в школе такой умный, если все умные здесь – в центре принятия решений? Или же прозвучит чистая прагматика: а не пора ли учителю с его оценочными и критическими взглядами на заслуженный отдых?

Если не слышен голос учителя, то нет правды и истины, и нет движения вперед. Вот такой вот вывод напрашивается вдогонку уходящему учебному году.

Тимофей Хъурхъурагов

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031