ЕГЭ как техзадание

Собственная трудовая биография не обделила вниманием две цифры, точнее даты: 22 числа каждого месяца – это аванс, а каждое 7 – это получка.

Но со школьных времен до сих пор в памяти сохранились две даты – 25 мая и 1 июня. Последний звонок, и все, что с ним связано, а затем шесть дней отдыха, и вперед на сочинение. Знал ли кто из сверстников темы сочинений заранее? Только особо продвинутые – они могли путем многоходовых комбинаций через знакомых телефонистов-междугородников выведать, что, в частности, писали в Иркутске, но разве за пять-шесть часов реально ликвидировать пробел, нажитый школьным бездельем? Невозможно. А посему и готовились. Сейчас другие школьные ориентиры, навеянные ЕГЭ, и теперь 25 мая – последний звонок, а через день уже первый экзамен. В республике, как по всей России, 27 мая сдают географию и литературу, в зависимости от ранее сделанного выбора. Скорости, однако — в динамичное время живем.

И все же в советские и другие доЕГЭшные времена было намного сложнее – как минимум, это семь экзаменов, где устно, где письменно, и экзаменаторы — сплошь родные учителя, которые тебя знали, как облупленного – за десять лет они таким рентгеном тебя просветили, что только держись! На мой субъективный, и не скрою консервативный взгляд, тогда это была и открытость экзамена, и его прозрачность, доступность и равные условия для выпускников. И никаких тебе ППЭ (пунктов проведения экзаменов) на другом конце города с совершенно незнакомыми и оттого кажущимися тебе насупленными и суровыми преподавателями из других школ. Не было никакого досмотра на предмет наличия мобильного телефона или смартфона, проходов через рамку металлоискателя, не было нарядов ППС и экипажей ДПС на территории, прилегающей к ППЭ, и конечно же, никаких наблюдателей, задача которых кого-то с чем-то поймать, желательно с телефоном или решенным вариантом, извините, даже в туалете…

Не будем заниматься сопоставлением плюсов и минусов — ясно одно, для поступления в институт или университет тогда нужно было сдать школьные и вузовские экзамены – пережить, минимум, 11 неслабых испытаний. С введением ЕГЭ есть только обязательные русский язык и математика, плюс два по профилю, ну для подстраховки еще один предмет. Разница в нагрузках – ощутима.

При советской, а потому и классической десятилетке, если ученик до восьмого класса перебивался с двойки на тройки, то, прежде всего, он и его родители прекрасно понимали, как будет непросто доползти до финиша, да еще и сдать 11 экзаменов, чтобы получить приличный аттестат и поступить в вуз. А потому считалось за благо сойти с дистанции, уйти после восьмого класса в профтехучилище или техникум. И как бы не называли эти учреждения – «лапша» или «технарь» — в конечном итоге, у того же парня, после их окончания и суровой школы жизни в виде армии появлялся шанс получить высшее образование – безусловно, при наличии желания и стремления.

В том, что за последние десять лет серьезно оголился кадровый контингент рабочих в производственной сфере отчасти виноват ЕГЭ. Нерадивый ученик худо-бедно доходил до 11 класса, где с помощью родительских денег оплачивался труд репетиторов, а затем с надеждой на извечное русское «авось» предпринимались отчаянные, зачастую удачные попытки списать как можно больше и желательно на всех экзаменах. Что в итоге? Поступление по высоким баллам в престижный московский и питерский вуз, и заявление будущего правоведа на имя ректора, где была новая версия написания специальности – «юристпрюденция». Ну, поговорили об этом казусе в прессе, посудачили, и забыли, но хорошо, что за два года жестко поджали в плане списывания на ЕГЭ.

ЕГЭ, надо признать, неплохо подстегнул издательский бизнес – во всяком случае, сборников КИМ (контрольно-измерительных материалов) по различным предметам в любом книжном магазине намного больше школьных учебников. Четыре сборника, которые, кстати, рекомендованы ФИПИ, а это федеральный институт педагогических измерений, стоят около 1000 рублей. И если эту сумму умножить на количество тех, кто сдает ЕГЭ в республике, а это более 5 200 человек, получается более пяти миллионов рублей – только в одном небольшом регионе. Если взяться за количество сайтов, начиная с он-лайн режима сдачи ЕГЭ, и заканчивая другими методическими материалами, то здесь вывести конкретную сумму нереально. Если сайт существует, действует, на него заходят, значит, кто-то платит за его существование в виртуальном пространстве. А что если взять денежный оборот того же издательского бизнеса на ЕГЭ, присовокупить к нему расходы на интернет-поддержку ЕГЭ и вложить в сферу образования? Удастся ли тогда поднять зарплату учителей? Удастся – сомнения здесь излишни.

ЕГЭ, надо признаться, вывел на орбиту рассуждения, от которых становится просто дурно. Одно из них: а зачем инженеру хорошие баллы на ЕГЭ по русскому языку, если он профильные математику и физику хорошо знает? Опомнитесь те, кто так думает или думал.

Ради сокращения инженер в устной речи термин усилитель может назвать «усилком», а при написании термина «фланец» вывести на бумаге «флянец», но если он, как чеховский персонаж в слово «ещё» сделает четыре ошибки, то перестает быть инженером, и никогда им не станет.

А если по большому спросу, то как инженер-технолог, не владеющий русским языком, может ставить задачу тому же мастеру на производстве по повышению качества продукции? Да никак. А можно ли, не владея русским языком, не имея обширного кругозора и приличного запаса слов сформулировать техническое задание, изложить его на бумаге, а затем выдать конструктору или проектировщику? Невозможно!

Что касается некачественного русского языка и проектирования, возьмем, к примеру, «ГАЗель». Изначально, микроавтобус создавался для перевозки рабочих от места их проживания до той же буровой, и бригада ехала несколько десятков километров без остановок. По замыслу, речь шла о смене прожорливых ПАЗиков и неуютных «КАВЗ» более интересным вариантом, который теперь лихо колесит по городам России, и у нас тоже, и с многочисленными остановками по просьбам пассажиров.

В плане безопасности есть к «ГАЗели» вопросы, да и в салоне в полный рост может встать только ребенок, но никак не выпускник школы, едущий на ЕГЭ. Неужели никто так и не додумался на простом и доступном языке до сих пор выдать техническое задание, чтобы хоть первоначально минимизировать звуковой эффект от закрывания двери? Ведь, при резком ударе вполне очевидна угроза для барабанных перепонок пассажиров, а особенно для тех, кто имел неосторожность сесть рядом с дверью. Понятно, что нужно демпфирующее устройство, смягчающее как силу удара, так и звуковые колебания внутри салона, но пока нет ни устройства, как нет и задания на его проектирование. Впрочем, такая недальновидность не помешала успешно справиться с заданием на подавление мобильной связи в ППЭ – значит, можем, когда хотим, написать и сделать. Короче говоря, не все потеряно. Как знать, может ныне сдающие ЕГЭ, преподнесут нам лет через 10 прекрасный и безопасный мини-автобус?

Тимофей Хъурхъурагов

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
23242526272829
30      
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031