
Привет, дорогая! Ты, наверное, думаешь, я совсем забыла о тебе. Это не так, просто в этой суете все откладывала написать. Исправляюсь.
Знаешь, в Цхинвале сейчас по-летнему тепло: воздух чист, небо ясное, солнышко греет. Здесь тихо, но не всегда спокойно. Вот, скажем, на днях прошла встреча юго-осетинской и грузинской делегаций. Они проходят каждый месяц уже лет пять. На формальном языке, который так здесь любят, они посвящены Механизмам по предотвращению и реагированию на инциденты, или коротко МПРИ. Вот так серьезно. На деле все гораздо проще — раз в месяц делегация от Южной Осетии выезжает в Эргнети (это село над Цхинвалом, дальше начинается Грузия), туда же подтягивается делегация Грузии, и две стороны начинают обсуждать ситуацию: выводят статистику происшествий, провокаций на границе.
Вообрази, прямо посреди дороги ставят палатку и сидят внутри, часов шесть-семь. В качестве наблюдателей там же присутствуют официальные представители России (от Южной Осетии) и представители миссии Евросоюза и ОБСЕ (от Грузии). Колючая проволока, которой отделили свои территории власти Южной Осетии, для грузин как красная тряпка для быка. Границу определяет не только «колючка», но и пограничные знаки, посты российских и югоосетинских погрануправлений. С тех пор как проходит ее обустройство, власти Грузии не устают обострять: выкапывают знаки, заливают краской надпись «граница Южной Осетии», а время от времени из Тбилиси автобусы привозят разные молодежные организации и НПО. Активисты устраивают митинги, размахивают своими флагами, выставляют огромные плакаты с непристойными выражениями в отношении России (грузины ж уверены, что Россия оккупировала их территорию, как будто Южная Осетия и ни при чем вовсе).
Нам в Цхинвале эти представления особых проблем не доставляют. Но о жителях приграничных сел этого не скажешь. Они же как на передовой живут. Вот и два дня назад, прямо во время проведения встречи МПРИ, грузины обстреляли наше приграничное село Ионча. В результате один житель был ранен. Обычный тракторист, далекий от политики человек поплатился здоровьем непонятно за что. Сейчас он в больнице, его прооперировали. Когда я навестила его, врачи сказали, что пуля застряла в руке. А после операции оказалось, что это даже не пуля, а какой-то металлический предмет. Извлеченный кусок забрали на экспертизу сотрудники генпрокуратуры – попытаются узнать, что это вообще. Но, скорее всего, стреляли в мужчину из самоначинённого оружия. Вот так, да.
Возвращаясь к встречам МПРИ – я считаю, что смысла в них нет. Каждый раз главы делегаций выходят к прессе. И каждый раз одни и те же тексты: «Мы обсудили статистику инцидентов за истекший с последней встречи период. Ситуация стабильная (или же нестабильная – когда как)». Но дело в том, что с момента этих встреч, провокации как были, так и остаются. А по последнему инциденту вообще понятно ироничное отношение грузин ко всему этому. Вначале делегаты друг другу улыбаются, распинаются в вежливых манерных движениях, интересуются здоровьем друг друга, чаёвничают в перерыве, а в это время на границе происходит обстрел. Была б моя воля, так я бы эти встречи просто прикрыла, как и Женевские дискуссии, куда наши ездят раз в три месяца. Требуют подписания документа о неприменении силы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Грузия ее как никогда не подписывала, так и не подпишет! А если и даст свое письменное согласие впредь не нападать, то лично мне, как простой жительнице республики, этот документ никакого внутреннего спокойствия не обеспечит.
Почерк грузинских нападений знаком здесь всем. Они нападают либо ночью, либо ведут постоянные обстрелы с последующим отрицанием этого. Как 8 августа 2008-го, например…
Поэтому подписание акта о неприменении силы есть не что иное, как «филькина грамота». В результате, поездки в Женеву дают нашей делегации хорошие командировочные из госбюджета, посещение duty free и бутылку хорошего виски в чемодане на обратном пути. Пока будут такие комфортные и ни к чему не обязывающие поездки, наши будут до хрипа доказывать целесообразность и полезность продолжения этих дискуссий…
Но, наверное, я тебя уже утомила. Так что, разреши на этом откланяться. Обнимаю.
До новых встреч. Твоя Амага.
Цхинвал, 2015