
Цены на продовольственные товары могут вырасти со второй волной пандемии коронавируса, из-за сложных условий в ряде отраслей и сфер деятельности, считает доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Ирина Долгова.
По ее мнению, в первую очередь с трудностями столкнулись предприятия ресторанного бизнеса, туризма и гостеприимства, индустрии моды и красоты, сферы услуг населению, развлечений, и, разумеется, розничной торговли.
«В сентябре 2020 года отмечалось падение оборота розничной торговли на 3% по сравнению с сентябрем 2019 года. При этом только в шести регионах России отмечен рост розничного оборота, в то время как в 13 регионах его спад составил более 10%. Такая ситуация обусловлена не только прямым влиянием пандемии, когда действовал режим самоизоляции и были закрыты магазины, торгующие непродовольственными товарами, но и изменением покупательского поведения россиян: в условиях роста расходов на покупку лекарственных препаратов, угрозы безработицы, дальнейшего снижения доходов большинство потребителей предпочитают экономить и покупать только самое необходимое», — отмечает Долгова, слова которой «КрыльямTV» привели в пресс-службе института.
Эксперт отмечает, что розничная торговля оказалась между «молотом и наковальней»: с одной стороны, существенное сокращение реальных доходов потребителей привело к снижению спроса, особенно в непродовольственном сегменте, с другой — выросли издержки поставщиков, которые они вынуждены закладывать в отпускные цены, а также издержки самих торговых предприятий на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности покупателей и из-за роста курсов основных валют.
«Крупные продуктовые ритейлеры, имеющие высокий ресурсный потенциал, найдут выход в развитии онлайн-торговли, что также потребует от них значительных инвестиций. В то же время у предприятий малого и среднего бизнеса практически нет «подушки безопасности», чтобы пережить сложные времена. Повышать цены на товары в силу обеднения покупателей высокой конкуренции со стороны крупных торговых предприятий они не смогут, следовательно, уйдут с рынка, как это произошло с 62% оборота розничной торговли предприятиями торговли в марте-июле 2020 года», — отметила Долгова.
Также, по ее словам, отрицательную роль сыграет завершение периода действия господдержки малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, уход с рынка небольших предприятий приведет к ослаблению конкуренции, что вряд ли будет способствовать снижению цен на продукты, даже если не брать во внимание рост цен внутреннего рынка на продовольственную пшеницу и сахар.
«Таким образом, дальнейшая концентрация рынка розничной торговли, рост издержек его участников, негативные тенденции в экономике могут стать драйверами роста цен на основные продовольственные товары», — сказала эксперт.