МАПП «Верхний Ларс» планируют включить в международный транспортный коридор «Север — ЮГ». Об этом сегодня шла речь на расширенном совместном заседании Координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в СКФО и комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре.
Участники совещания также обсудили перспективы строительства в Северной Осетии многофункционального логистического хаба, а также возможность адресной подготовки в республике специалистов для логистических компаний страны. Президент РСПП Александр Шохин в беседе с журналистами подвел итоги встречи.
Он отметил, что международный транспортный коридор «Север – Юг» гарантирует России независимость во внешнеэкономической деятельности. После того, как «закрылась» Европа, большая нагрузка легла на Транссиб и БАМ. Без новых направлений российские экспорт и импорт могут не реализовать свой потенциал в полном объеме.
По словам Шохина, западный маршрут МТК «Север – Юг» через Азербайджан и Иран требует довольно серьезных вложений. В частности, речь идет о строительстве железной дороги по направлению к Персидскому заливу. Сейчас специалисты только разрабатывают этот проект. Кроме того, возможностей восточного маршрута через Каспийское море сейчас явно не хватает. В этих условиях «Верхний Ларс» может стать мощным подспорьем для развития внешнеторговых связей.
«На «Верхнем Ларсе» соблюдаются требования по досмотру машин в течение 10 минут. Там 39 коридоров для грузовых и легковых машин. За счет того, что таможенный досмотр и ряд других процедур вынесены за пределы пункта пропуска достигнута высокая эффективность работы и пограничной службы, и таможенной службы. Понятно, что там есть, над чем работать. Но уже сейчас «Верхний Ларс» показывает, что он может стать одним из вариантов. А уже сегодня прозвучало, что он может стать четвертым маршрутом международного транспортного коридора «Север-Юг». Мне кажется, что мы близки к тому, что здесь можно продвинуться достаточно быстро», — сказал Шохин.
Он отметил, что проект можно будет реализовать через государственно-частное партнерство, а также путем привлечения инфраструктурных облигаций.
Однако, по словам Шохина, на «Верхнем Ларсе» есть определенные сложности, связанные с горным рельефом, наличием инфраструктуры. Необходимо обеспечить хранение грузов, в том числе скоропортящихся, создать на территории Северной Осетии транспортно-логистические центры, центры консолидации грузов и их хранения. Здесь также может возникнуть проблема нехватки кадров. Ее позволит решить совместный проект Высшей школы экономики и СОГУ. Как сообщила сегодня на совещании декан факультета международных отношений СОГУ Мадина Сикоева, вузы договорились о реализации совместной магистерской программы «Управление цепями поставок в международном бизнесе». Выпускники получат сразу два диплома обоих учебных заведений.
«Программа нацелена на подготовку специалистов в области интегрированной логистики, квантовых и цифровых технологий в логистике и управлении цепями поставок, подготовку координаторов цепей поставок, аналитиков, исследователей, владеющих передовыми методами управления логистикой», — сказала она.
Президент РСПП в свою очередь высоко оценил совместный проект вузов.
«Год назад на съезде РСПП дагестанские коллеги поднимали вопрос о подготовке логистов, поскольку на региональном уровне не хватает специалистов. Пример «Вышки» и СОГУ показывает, что можно за счет совместных программ действительно готовить кадры, которые будут получать двойной диплом. Я думаю, что такие выпускники будут нарасхват», — заключил он.