Где æгъдау, и где твой дом

Æгъдау как автомобиль, который больше никогда не поедет. Ибо топливо, на котором он работал, давно перестало существовать.

Новостные ленты облетело сообщение о намерении нашего правительства закрепить понятие æгъдау в Конституции Северной Осетии. Это известие вызвало бурную реакцию в соцсетях. Многие выразили недоумение и традиционно задались вопросом: что же такое æгъдау? Среди прочих было и мнение, что æгъдау это нечто, что невозможно определить, обозначить и растолковать. Нечто эфемерное.

На мой взгляд, всё немного проще. Осетинский æгъдау был своего рода этикетом в нашем обществе. А этикет имеет вполне конкретное определение – правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. Осетинский æгъдау регламентировал не только поведение за пределами собственного дома, но и глубоко в сугубо личном пространстве. Мне сложно припомнить вопрос, в решении которого человек был бы полностью свободен, волен в действиях. Таким образом, æгъдау визуально можно представить в виде набора книг обязательных к исполнению: свода правил хорошего тона, справочника по домоводству, сборника советов семейного психолога, Библии.

Вся суровость осетинского этикета была прямо пропорциональна зависимости индивида от общества. Нам хочется верить, что одно лишь благородство подталкивало наших предков жить по æгъдау. На деле же – страх. Отречение от человека его фамилии было равно смертному приговору. Сегодня ситуация обратная. Иногда жить одному даже проще, чем в тесной связи с родственниками. Большинство из нас, а молодежь на 99%, завидует тем, кому удалось эмигрировать в Европу, Америку, Канаду. Чуть меньше мы завидуем тем, кто переехал в крупные города России. Сельские жители завидуют владикавказцам. Мы больше не хотим жить общинно.

Те, кто ратует за возрождение æгъдау и пропагандирует его, напоминают мне героев одного эксперимента.

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, откройте кран и из шланга поливайте ВСЕХ обезьян очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Те же действия. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, попытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атакуют ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан. Почему?

Потому что тут так принято…

Так и мы, давно утратившие знания о первоначальном глубинном смысле æгъдау. С той лишь разницей, что часть обезьян уже давно на верхушке лестницы поедает бананы, покрикивая вниз другим, что так делать ни в коем случае нельзя.

А если отказаться от метафор, то просто – осетинский æгъдау перестал работать. Нарушение всех правил ничем не грозит, а их исполнение не приносит счастья. Но это не хорошо, и не плохо. Изменился уклад жизни, меняются и правила. Какими будут новые правила зависит от одного – какова их цель, какое будущее мы хотим, в чем наша национальная идея. А так как метод кнута больше не работает, то следование нормам должно приносить неоспоримые преференции.

Размышляя над вопросом дальше, в конечном счете, я пришла к обществу без коррупции. Осетинский æгъдау должен трансформироваться в общество, где работу получает не племянник влиятельной особы, а самый образованный, культурный, æгъдауджын. Дипломы об образовании больше не должны продаваться. Да что там, всю систему образования надо менять. Сейчас в ней главное процесс, а нужно – результат. Быть деятелем культуры должно стать престижным. Осетии нужна интеллигенция. Пусть искусственно выращенная, воспитанная, созданная. Да, завтра она вытряхнет из кресел бездарей и халтурщиков, но именно интеллигенция выведет наше общество на новый уровень жизни.

Вот о таком æгъдау хочу говорить с правительством Северной Осетии. Только о таком.

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031