
У Анны Ахматовой есть строки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» Но, видимо, не из любой грязи рождаются шедевры. Иначе бы театральное искусство в Осетии процветало.
Когда только начинала писать о культуре, зарекалась никогда не втягиваться во внутренние дрязги, конфликты и интриги. Держаться максимально далеко от «внутренней кухни» и сосредоточиться исключительно на творчестве и искусстве. Но это оказалось невозможным – эти две составляющие так тесно переплетены и неотделимы друг от друга, что второе невозможно понять без первого.
Мир искусства, в частности, театрального жесток. Думаю, в Осетии он мало отличается от всего остального мира. И вот уже роли распределяются «по дружбе» с режиссёром, да и ставят спектакли по протекции, связям и хорошим отношениям с руководством театра. Кто-то в фаворитах, кто-то в аутсайдерах – и всё в большинстве случаев зависит не от таланта конкретного человека, его творческого потенциала, способностей мыслить инновационно, а банально от внутренних отношений. Это обидно, но можно пережить, если бы в конечном итоге приводило к качественному результату.
Главное событие этого сезона – смена художественного руководителя Осетинского театра. Владислав Колиев покинул должность, его место занял молодой и крайне амбициозный Гиви Валиев. Собственно он шел к этому креслу несколько лет. Я была одной и противниц этого назначения, о чем всегда говорила открыто. Когда господин Валиев стал главным режиссером, я также возражала, что не может в театре, где есть Тамерлан Сабанов, эту должность занимать Гиви Валиев.
Однако история не терпит сослагательного наклонения. В первую нашу встречу от души пожелала удачи Гиви Валиеву на новом месте, потому что теперь от него зависит успех всего театра. Пусть, он докажет, что скептики ошибались на его счет.
А пока надежды на это мало. В его первом интервью в должности худрука меня поразило ярковыраженное выпячивание собственной персоны. Заявление, что намерен ставить по пять спектаклей в сезон, играть на сцене и много чего еще. Пока складывается впечатление, что Гиви Валиев намерен занять собой всё пространство театра. И вот уже 14 февраля пройдет очередная «премьера» «Ромео и Джульетты», которую он поставил со студентами актерского факультета СОГУ. И вот в театре стали появляться новые лица, а с афиш пропадать знакомые и любимые имена. И вот одна за другой ставятся спектакли по слабенькой осетинской драматургии. Ставятся старо, неинтересно, избито.
Вот и получается, что Казбек Губиев покинул должность в результате массы интриг, но театр вновь обрёл прекрасного актёра. Эпоха Колиева также запомнится неутихающими внутренними конфликтами, но многие актёры признавались в личных беседах, что при нём стало житься лучше. Однако в плане творчества это период провальных премьер одна за другой. Оправдать Гиви Валиева многие годы раскачивавшего коллектив Осетинского театра и ценой неимоверных усилий занявшего желанное место может только одно – небывалый творческий подъём в театре, ошеломительный успех всей труппы и начало новой эпохи в продолжение славной истории.
Впереди весна. Скоро увидим, что вырастет из всего это сыр-бора.