На портале «Градус Осетии» опубликована рецензия на спектакль «Полёт» по произведению Гайто Газданова, премьера которого с успехом прошла в Академическом русском театре. Я привыкла, что наши взгляды на постановки с автором статьи диаметрально расходятся, но в этот раз наши разногласия достигли пика.
Задело меня не то, что сам отзыв на спектакль негативный. Человек, тем более с образованием театроведа, имеет право высказываться. Возмутил тон статьи. С первых строк автор заявляет, что спектакль не может понравиться никому. Если вы интеллигент, вам должно быть скучно. Если же вам всё-таки не было скучно, то вы просто недостаточно возвышенны и духовны, да и вообще ничего не поняли.
Я привыкла к манипуляциям в политике, но впервые наблюдаю подобное в искусстве. Заявление, что большинству зрителей спектакль не понравился, — голословно. Во второй день премьеры аплодисменты не стихали очень долго, актёров просто не отпускали со сцены, а в соцсетях публиковались десятки восторженных комментариев.
Спектакль действительно непростой. Провокационный, человека незнакомого с этой историей он шокирует, заставляет думать. Это история семьи, которая «несчастлива по-своему». В которой происходят недопустимые, порицаемые, отвратительные вещи. Грехи, возведённые в степень. Но понять терзания героев не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Вообще я против формулировки «правильно понять спектакль». Моя сущность восстаёт против заявления автора вышеупомянутой рецензии, что зрители не поняли постановку правильно. Поняли – это главное. Театр для того и нужен, что заставляет заглянуть в потаенные уголки души, осветить, возможно, самое неприглядное, а, может, обнаружить нечто прекрасное. Невозможно прочувствовать спектакль правильно или неправильно. Важно прочувствовать.
«Полёт» это спектакль с атмосферой, которая заглатывает зрителя с первых минут и не выпускает до конца истории. События разворачиваются параллельно друг с другом, независимо друг от друга, перебивая друг друга. Всё, как в жизни.
Если попытаться передать содержание спектакля кратко, то мы получим, что это история тётушки, которая закрутила роман с родным несовершеннолетним племянником, а до этого длительное время была любовницей его отца. Этого описания достаточно, чтобы призвать все кары небесные на голову этой женщины. Но ведь многое в этой истории осталось за кадром.
Два человека вступили в брак, родили ребёнка, а потом выяснилось, что они чужие. Правда, знакомое начало? Сотни семей вокруг нас живут вот так. Может, чтобы понять терзания героев всё-таки не нужно обладать сверхъестественным интеллектом?
Женщина, мать ребёнка, заводит роман за романом в поисках своего счастья. Муж попустительствует не столько от любви, сколько от желания сохранить быт. Её сестра Лиза живёт с ними в одном доме. Неудивительно, что муж ищет приют в её объятиях. Кстати, Мария Федорович блестяще справилась с этой ролью. Она предстала эталоном женственности, утонченности, лёгкости и бесконечной жажды счастья. Лиза совершает ошибки, но не вызывает отвращение. Она делает то, что велит ей её женская сущность.
Конец истории, само собой, трагический. Однако погибают лишь те, кто не нашел пристанище в жизни, оказался на обочине, стал лишним. Осталась жить, на мой взгляд, именно та, кто более других была виновна в этой истории. Так часто бывает в жизни – остаются те, кто сумел подстроиться.
А я в очередной раз думаю о том, как всё-таки одна паршивая овца может испортить всё стадо.