Аким Салбиев: примитивные чиновники называют меня антиосетинским режиссёром

Аким Салбиев рассказал о том, как в республике уничтожили его кинофестиваль, как второй год подряд остаётся на бумаге грант главы республики к Году кино, а также о псевдоотборах, питчингах и «прочей херне» в современном мире кинематографа.

— Итак, почему, Аким, День российского кино вы считаете полной профанацией?
— Потому, что как такового, российского кино сегодня нет! Ежегодно, на деньги налогоплательщиков снимается более ста фильмов. Из них около пятнадцати попадают на российские кинофестивали. А в дальнейшем три, пять фильмов – на международные. Абсолютно согласен с мыслью Валерия Тодоровского, что кинофестивали ничего не дают ни фильму, ни зрителю, ни российскому кино. Именно эти несколько фильмов и выходят в ограниченный прокат. Все же другие фильмы, снятые на бюджетные средства, благополучно «оседают» в Госфильмофонде. Для отчёта. А производители ставят «галочку». Фильм снят. Фильм сдан. Фильм принят на хранение.

— А есть причина этой чудовищной картины такого положения дел?
— Абсолютная непрозрачность действий двух структкр: Департамента кинематографии Министерства культуры России и Фонда кино. Псевдоотбор, питчинги и прочая хрень… Всем известно, как это делается! В итоге, вышеназванные структуры могут представить любые документы, что все слушания и выбор прошли на высоком уровне.

— И что же снимается на деньги государства?
— Всякий негатив и грязь, которую отыскивают в российской глубинке, возводя это, как им кажется, в ранг искусства. Они думают, что снимают «фестивальное кино», опуская свою страну ниже плинтуса. Именно об этом и говорит в последнее время Никита Михалков. И я абсолютно с ним согласен.

— Что делать? Чернышевский пока не забыт…
— Надо вновь вернуться к хорошо отлаженной структуре со времён Ленина – Сталина – Хрущёва – Брежнева, а именно – к Государственному Комитету по кинематографии, когда творческие Объединения киностудий возглавляли мастера киноискусства, неся личную ответственность за запущенные в производство фильмы и результат.

— Ну а вот все эти комиссии при Президенте и Председателе Правительства – они бездейственны?
— Они ничего не дают. Поговорили, разошлись и забыли. В составе комиссий – одни и те же имена: Михалков, Шахназаров, Хотиненко, Бондарчук. Это как наша пресловутая эстрада на всех федеральных каналах в составе Басков – Лепс – Михайлов – Валерия. Одни и те же! Видать, старшие мои коллеги ничего не могут изменить. А тут ситуация иная, по классике: низы не хотят по-старому, верхи не могут по-новому. Или не знают как.

— Я не совсем понимаю – почему всё так? Ведь на дворе ХХI век!
— Да потому, что никому ничего не нужно. В том числе – не нужно духовное будущее России. Это очень долгий разговор. И все ответы ищите в книгах Астафьева, Шукшина, Белова, Абрамова, Трифонова, Тендрякова. А не в сегодняшней книжной макулатуре, где извращённо представлены образ России и люди России.

— Вы считаете, именно поэтому нет нового российского кино? 
— Не только поэтому. Жить во вранье и по двойным стандартам — такой образ жизни не даст нового кино – честного, глубокого, содержательного.

— А в каком положении альма — матер, ВГИК, который носит имя вашего учителя Сергея Герасимова?
— Мой незабвенный мастер вместе с теми, кто составлял славу ВГИКа в педагогике – одни имена чего стоят: Эйзенштейн, Ромм, Козинцев, Озеров, Таланкин, Бондарчук, Баталов, Матвеев… Они на том свете, простите, сальто мортале, наверное, делают. Сегодня ВГИК – это миф. Мастера преподают параллельно в нескольких псевдокиновузах. И ни одного герасимовца среди мастеров нет.
Много лет назад, в самолёте во Флориду, я спросил об этом Людмилу Гурченко – почему бы ей не набрать курс во ВГИКе? Она ответила: «Не зовут! Лечу в Америку, где у меня актёрский курс». ВГИК не зовёт Губенко и Болотову, Никоненко и Наталью Бондарчук. Список этот можно продолжать и продолжать, потому как лучшие имена советского и российского кино – выпускники мастерских Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. А таких мастерских было девять.

— Вы, Аким, представитель региона Северный Кавказ, где, наверняка, есть свой кинематограф.
— Единичные случаи – это ещё не кинематограф. Я – осетин, и могу представлять только Осетию, где нередко примитивные чиновники меня называют антиосетинским режиссёром. Это, видимо, за фильмы «Август. Цхинвал», «Леонид Рошаль», фильмы о народных артистках СССР Веронике Дударовой и Светлане Адырхаевой, о выдающемся лингвисте, академике Васо Абаеве, ракетостроителе Токати, в том числе, за фильм «Одиннадцать писем к Богу».
Также легче отказать, назвав человека антиосетинским. У чиновников никогда не было совести. «Без совести можно спокойно прожить всю жизнь», — как говорил в одном из последних интервью писатель Даниил Гранин. Совесть нужна неравнодушному и глубоко порядочному человеку, который не врёт. До сих пор грант Главы Республики к Году кино не выполнен, и второй год остаётся на бумаге. Уничтожили мой кинофестиваль, который проходил с 2000 года.
А вы говорите – С Днём кино! Ничего подобного! Не хочу врать ни себе, ни тем, кто это будет читать!

osradio.ru

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
19202122232425
262728293031 
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031