
Аким редко дает интервью. Последнее интервью моё с ним было более трех лет назад (декабрь 2014, Регион 15). В декабре 2017 года на Международном кинофестивале «Сталкер» фильм Акима Салбиева «Людмила Алексеева. По старшинству мысли.» получил специальный приз Совета Европы. Фильм призер называет не жюри фестиваля, а эксперты Совета Европы. В январе была премьера фильма во Владикавказе в Доме кино.
— С момента очередной смены власти в Северной Осетии прошло полтора года. Как вы оцениваете перемены произошедшие в сфере культуры?
— Мне кажется, любые перемены должен оценивать только народ. В частности, деятели культуры, которые почему-то молчат, будто набрав в рот воды, а может от безысходности или даже от трусости.
2016 год был объявлен Президентом России — Годом кино. Грант в 5 миллионов рублей, выделенный указом Главы Северной Осетии, так и остался на бумаге. А хотели мы сделать фильм «Владикавказ, я люблю тебя!» Я собрал своих коллег и подготовил их к этому проекту. Однако, все письма, которые мною писались главе республики оседали в папках в чиновничьих кабинетах и в минкульте. Ну и мэр города не поддержал и не сдержал свое слово в создании этого фильма.
Собственно говоря, о каких переменах тогда можно говорить в культуре?
По-моему, кроме потерь, утрат и отчуждений нескольких очагов искусства ничего и не припоминается.
— Как вы оцениваете работу министерства культуры республики?
— Да пусть оценивает эту работу глава и председатель правительства! У них явно свои, какие-то особенные критерии. И свой Гамбургский счет. Я не живу там и мне не совсем ловко об этом говорить, хотя своё мнение я твердо имею, оно известно, и высказываю в разных СМИ.
— В чем вы видите главную цель и роль минкульта?
— Эту роль определяет глава. И от его отношения к культуре всё и строится. Минкульт это менеджерская организация и она должна помогать реализовывать планы, идеи и проекты талантливых людей, а не заниматься мелкотемьем ради «галочки» и освоением бюджета. Когда есть «свои» и «не свои»… Так и погубили мой кинофестиваль «Владикавказ», который был по значимости третьим после «Кинотавра» в Сочи и «Окна в Европу», ещё в 2000 году. Теперь подобные кинофестивали имеют все соседние республики, кроме Осетии.
— С чем связано ваше отсутствие в культурной жизни Северной Осетии?
— Больше года я не участвую в культурной жизни республики. Если подробнее, то моё неучастие в работе, например, театрального фестиваля «Сцена без границ» в качестве председателя жюри – это условие министра культуры Мильдзихова, которое выполнил организатор фестиваля Цариев. (ред. Аким Салбиев был председателем жюри фестиваля «Сцена без границ» в 2013 и 2015 годах.) Это касается и традиционного, главного концерта ко Дню Победы, который я делал последние годы… Примеров много, чего о них теперь говорить?!
— Что стало с проектом «Без лишних слов»? Зрители ждут его продолжение на канале «Осетия-Ирыстон». Есть такие планы?
— Цикл моих авторских программ «Без лишних слов» выходил на ГТРК «Алания» шесть лет. Было снято 272 программы. Это был безвозмездный мой дар телевидению, где я начинал много лет назад до поступления во ВГИК. Старт был дан Сергеем Таболовым, а закрыла программу его сестра Тамара Таболова. Такие дела…Что касается нового телеканала «Осетия-Ирыстон» слышал, что меня не хотят видеть с этой программой или с любой другой.
— Прошел почти год с момента смены худрука Осетинского театра. Вы, наверняка, знакомы и с репертуарным планом и видите в каком направлении идет работа, назовите на ваш взгляд положительные изменения и отрицательные?
— Мне кажется, нет никаких изменений! Это только имитация деятельности. Я не согласен, что в театре должны быть суббота и воскресенье выходными днями, именно тогда всей семьей и надо ходить в театр. Хорошо знаю репертуар театра, не всегда соответствующий званию «академический», и мне совершенно неприятно и непонятна неприязнь ко мне и к моему спектаклю «Башня надежды», поставленному по европейской классике ХХ века («Соло для часов с боем» Освальда Заградника) худрука Колиева, равно как и министра Мильдзихова, товарищей, которых я знаю много лет, а именно не одно десятилетие. Не могу понять одного, зритель не дорос, как кажется театру, до моего спектакля, или мастерам сцены трудно его играть?
И последнее. Я много раз говорил и повторюсь, что историю нации делают люди искусства, науки и спорта. Главы, как и министры приходят и уходят. Осетия – для меня это не руководители, не чиновники, а мой талантливый народ, который в прежние времена, своим умением, сделали так, что культурной столицей Северного Кавказа была многие годы Осетия!
Время моих нынешних недоброжелателей, основанное на их зависти, в том, что я состоялся, тоже закончится. Я их не называю своими врагами. Они враги культуры, а это не означает враги Акима Салбиева.
И еще. Врагов не бывает только у бездарных людей. Бездарные люди устраивают всех. Об этом и мой разговор.
Элина Сугарова