«Чермен», которого мы полюбим

Спектакль «Чермен» – долгожданная большая творческая победа коллектива Осетинского театра.

В здании театра произошли весьма заметные частому гостю изменения: заменили фасадные окна, наконец, отремонтирован и работает буфет (на котором красуется табличка «къæбиц»), очень презентабельно приоделись администраторы. Всё это радует глаз, но теряет смысл без главного – творчества. Решением ставить «Чермен» труппа бросила вызов – себе, зрителю, обществу. Было много споров, сомнений, разногласий. Но победа одержана, а победителей, как известно, не судят.

В начале спектакля зритель слышит диалоги второстепенных персонажей, узнает о событиях и жителях этой местности, об их взаимоотношениях, и практически сразу – о конфликте. Молодой горец Касай хочет жениться на девушке влюбленной в Чермена. Он считает унизительным для себя отказ. Имя Чермена звучит очень часто и становится понятно, что он – словно кость в их горле. Интрига нарастает, а главный герой не спешит появиться на сцене. И вот уже томительное ожидание перемешивается со сладким предвкушением, как вдруг – он. Чермен.

А вы знали, что талант может позволить человеку увеличиться в размерах? Сделаться выше, шире в плечах и раза в два объемнее? Александру Битарову это удалось. С первой секунды его появления чувствуешь радость: «Верю!». Знаю, что эта работа была непростой для Саши. Догадываюсь, что решения не лежали на поверхности. Но он сумел полностью перевоплотиться – голос, движения, походка. Никто видевший Сашу в предыдущих ролях не найдет между ними ничего общего.

Эта роль обрадовала еще и тем, что прервала череду немного похожих образов, которые один за другим появлялись у Битарова. Чермен – не озлобленный на всех и вся, хоть и обделенный жизнью. Он – настоящий герой, и Саша смог почувствовать и передать его дух. Сам он назвал эту роль для себя «ролью на преодоление». И этот успех говорит лишь об огромном потенциале этого актера.

Безусловно, эта премьера – победа режиссера. Заслуженный артист России Тамерлан Сабанов, который поставил один из самых успешных спектаклей последних лет «Фатиму», в очередной раз доказал свое право именоваться мастером. Тем более что задача стояла сложная.

В постановке грамотно распределены роли. Ни одного – мимо. И что особенно радует, многим актерам этот спектакль дал возможность вырасти, раскрыться с новой стороны, удивить зрителя. Было необычным видеть в роли главного антагониста Алана Албегова. Злой, завистливый, малодушный, к тому же трусоватый и подлый Касай в его исполнении смотрелся очень убедительно. Обычно добрые и романтичные герои Сослана Цаллагова здесь сменились подлецом и лицемером. Психологически глубокий образ построил Казбек Губиев в роли отца Чермена.

«Чермен» это не просто трагедия. Это спектакль нескольких, если не множества, трагедий. Мне больше хочется назвать спектакль социально-психологической драмой. Множество событий произошло задолго до того, как поднялся занавес. Бексол по каким-то причинам берет номылус (женщину из низшего сословия), которая рожает ему сына. Мальчик оказывается достойным, мужественным, сильным, но при этом душевным, честным и справедливым человеком. Все эти качества не «приходятся ко двору». Чермен сталкивается с жестокой несправедливостью, которая всячески прикрывается обычаями предков. Конфликт между его чистым сердцем и лицемерным обществом существует уже в тот момент, когда поднимается занавес. Чем дальше, тем яснее – этот тугой узел не удастся распутать.

Трагедия отца Чермена – человека, осмелившегося на поступок родить сына, но неспособного отстоять его право на свободную жизнь. С одной стороны удивительно безвольный и бесхарактерный, с другой – зажатый в крепкие тиски суровых законов гор. Мать Чермена – жёсткая, сильная, волевая женщина. Ее судьба трагична с самого начала этой истории. Она была обречена на несчастье. Азау – молодая невеста Чермена, которая вопреки всем препятствиям, казалось бы, обрела счастье и вошла в дом любимого, но тут же его и лишилась. Трагедия и смерть каждого молодого парня. И только потом – смерть главного героя. В момент смерти Чермена, почему-то, жалеешь не его. Жаль тех, кто остался жить в этом прогнившем, перевернутом с ног на голову, лицемерном мире.

Апогеем для меня стала фраза матери: «Се ´хсæн лæджы хуызæн лæг куы фæзыны, уæд æй бахæрынц».

И это – главная трагедия нашего народа. К сожалению, по сей день.

Элина Сугарова

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
17181920212223
24252627282930
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031