
В Осетинском театре, помимо национальных пьес, будут ставить спектакли по Федору Достоевскому, Гайто Газданову и Эрнесту Хемингуэю. Еще новое руководство планирует создать школу-студию, чтобы привлечь молодежь. В театре будут делать первые шаги в творчестве выпускники режиссерского факультета ГИТИСа.
Новый художественный руководитель Осетинского театра Гиви Валиев рассказал «Абон» с какими идеями и планами он занял новый пост.
— Какие задачи будете решать в первую очередь?
— Самое главное – Осетинский театр должен начать гастролировать. Есть федеральные программы, например, «Большие гастроли». Обязательно поучаствуем в этом проекте. Нам нужно создать репертуар для гастролей, который будет состоять из национальной, русской и зарубежной драматургии. Мы также планируем получать гранты на постановки.
— Как будете строить репертуарную политику?
— У нас хорошие традиции, их надо вспомнить, и им нужно следовать. Хочется, чтобы национальная драматургия, которой очень мало, вернулась на сцену.
Есть хорошие романы, никем не поставленные. Например, роман Тотырбека Джатиева «Сабельный звон», повесть «Дика» о летчице Илите Дауровой. Планируем обратиться к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол». Это, конечно, не наша драматургия. Но полковник Ксанти – прототип Хаджи-Умара Мамсурова. Было бы хорошо, если бы на сцене Осетинского театра мы говорили о своих героях.
Следующий год – Год Достоевского. У нас, может быть, появится «Преступление и наказание». Эти планы мы уже обсуждали с режиссером.
Для нас важно поставить спектакль по одному из произведений Гайто Газданова. Мне кажется, что этот писатель незаслуженно забыт осетинами. Это один из лучших представителей своего народа.
— Как будете решать проблему с нехваткой национальных пьес?
— Планы по поиску национальных драматургов у нас есть. Это самая сложная работа, которая предстоит. Мы будем работать с молодыми драматургами. Хотим объявить конкурс на лучшую пьесу.
Вся драматургия, которая пишется, от поэзии до прозы, должна приходить в театр. Центром национальной драматургии должен стать Осетинский театр.
— К каким экспериментам и нестандартным решениям готов Осетинский театр?
— Национальная драматургия – очень архаичная. Ее не хотелось бы трогать. В национальном театре должны быть спектакли, которые будут напоминать о прошлом. Но мы готовы и к экспериментам. Единственное, чего никогда не будет, — это пошлого прочтения любой пьесы.
Выпускница училища имени Щукина хочет поставить здесь дипломный спектакль. Мы предоставим для этого все возможности.
Также есть договоренность с ректором ГИТИСа Григорием Заславским. Лучшие выпускники режиссерского факультета этого вуза будут ставить дипломные спектакли на сцене Осетинского театра. Нам нужно новое видение.
— Сами планируете ставить спектакли или выходить на сцену?
— Я сейчас приступаю к постановке спектакля по пьесе Владимира Гаглоева «Не говорите, что не слышали». К 9 мая мы подготовим военный материал. К закрытию планируем «Кровавую свадьбу». Но есть еще и другие режиссеры, которые также будут ставить спектакли.
Сам я очень хочу выйти на сцену. Меня увлекла режиссура, но я вернусь на сцену. Я бы хотел сыграть Овода, а поставить хотелось бы «Гамлета».
— В техническом плане, чего не хватает театру?
— В техническом плане мы отстаем от всех. У нас проблема с наушниками, но нам обещали в новом году ее решить. Нам нужно световое и звуковое оборудование. Чтобы ставить современные спектакли, чтобы привлечь молодежь, нужно современное оборудование. С минкультом есть понимание в этом плане. Министр нам помогает с решением проблем.
— Вы не раз говорили о том, что хотите создать школу-студию Осетинского театра. Есть видение того, как она будет работать?
— На факультете искусств есть студенты, которые хотели бы работать в Осетинском театре, но многие не владеют осетинским языком. Поэтому мы хотим создать школу-студию Осетинского театра. Нужно попробовать сделать первый набор, привязать его к университету, чтобы выпускники получали дипломы факультета искусств. Такая практика уже была, ее нужно возобновить. Глава республики эту идею поддержал, у нас должен быть выбор молодых кадров. Мы должны сами для себя воспитывать будущее поколение.