Заслуженная артистка Северной Осетии Мария Федорович с детства мечтала стать актрисой. Ее путь к сцене начался с детского музыкального театра «Премьера». Она поступила в училище им. М.С. Щепкина, где готовили актеров для театров Северной Осетии.
Но в республику с целевого курса вернулись только два человека, в том числе и Мария Федорович. Так на сцене Русского академического театра появилась одна из ярких актрис нашей республики. Вот уже 15 лет она преданно служит театру.
В интервью порталу «Абон» актриса рассказала о своем творческом пути, мечтах и стремлениях.
— После окончания «щепкинского» училища Вы все-таки вернулись в республику. Не было соблазна остаться в столице?
— У нас был целевой курс, то есть, отучившись, мы должны были вернуться обратно. Кстати, эта идея принадлежала художественному руководителю театра Владимиру Уварову, огромное ему спасибо за это. Мы вернулись, отыграли дипломные спектакли. Но случилось так, что здесь остались два человека – я и Элина Захарова (актриса Русского театра – прим. ред.). Остальные поехали покорять Москву. Конечно, для театра это была страшная утрата. Ребят я сначала осуждала, злилась на них. Теперь я могу их понять. Если Москвой заболеешь, то уже хочешь там свою жизнь строить.
Когда мы вернулись и отыграли дипломные спектакли, я поняла, насколько зритель здесь внимательный, добрый, отзывчивый, и как здорово здесь играть. И я решила остаться.
-Вы говорили, что были в детстве стеснительной, но все-таки выбрали актерскую профессию. Почему?
— Наверное, «Премьера» меня раскрыла. У меня интерес к этой профессии был сильнее зажатости и закомплексованности. Кстати, я по сей день боюсь, когда берусь за новый материал. Но я не исключение. Многие актеры, рассказывая о своем детстве, говорят, что они были закомплексованными, такими «гадкими утятами», а профессия все-таки помогает им самоутверждаться.
— Несколько лет назад Вы говорили о том, что хотите попробовать себя в качестве режиссера. Желание не пропало?
— Это желание мне внушала моя мама, которая была против того, чтобы я стала актрисой. Она мне прочила профессию режиссера, что это гораздо интереснее.
Профессия режиссера – это настолько кропотливый и титанический труд. Здесь такое зерно должно быть заложено в человеке, который стремится к режиссуре. Это не примитивное мышление, это познание глубины в творчестве, в произведении. Режиссеры – отличные психологи. Дать актеру роль, подходящую по образу, очень сложно. Ведь точное попадание человека в образ – это уже успех спектакля.
В принципе моя мечта в некотором смысле осуществилась. Я преподаю художественное слово в колледже культуры. Когда студент читает то или иное произведение, то как-то интересно это подаю, делаю маленький спектакль. На большее я не претендую, во всяком случае пока.
— Офелия – это роль мечты?
— Когда-то я мечтала сыграть Офелию, как и Джульетту. Хотя Джульетта – более раскрытый и интересный образ.
Но, как ни странно, с годами мечта сыграть Офелию уходила на второй план. Я перечитала «Гамлета». Роль Офелии меня почему-то перестала вдохновлять. Она мне вдруг показалась совершенно стертой, скучной, неинтересной. Что там особенного? Нет ничего яркого, нет полета для фантазии.
Но мы с режиссером придумали такой характер для Офелии, чтобы она не была ходячим мотыльком по сцене. Мы сделали такой ход, что Офелия не сходит с ума по-настоящему, что она притворяется сумасшедшей, бросает вызов королю. Эта девочка очень смелая и очень дерзкая. Через прием сумасшествия она открывает всю сущность этого дворцового переворота и высказывает королю, какой он подлый человек.
Возможно, об этом Шекспир и писал. Я долго копалась в материалах, читала шекспироведов. И действительно я наткнулась на одну статью, где говорилось о том, что Офелия притворяется. Меня это еще больше убедило. Также сцена с умерщвлением Офелии. Логично, что если она притворяется, бросает вызов королю, то он посылает за ней убийц, которые ее топят в реке, и затем все это убиение превращается в случайность. Королева озвучит момент, что Офелия сидела у реки, ее платье зацепилось за дерево, и она упала в реку. «Ах, Боже мой, какое совпадение».
— На Ваш взгляд, образ Офелии, какое значение имеет в трагедии?
— Я думаю, что не зря Шекспира до сих пор изучают, не зря у него столько тайн и загадок. Может быть, одну из них мы разгадали через Офелию, которая становится на одну дорогу с Гамлетом.
Кстати, кому-то из зрителей даже показалось, что Офелия беременна. Я читала у шекспироведов, что в те времена Робинами (в песенке Офелия поет: «Милый Робин, славный Робин») называли эльфов нерожденных детей. Песня у нас в пьесе поется в адрес брата. А так, возможно, она действительно была беременна. И тем паче она заступалась за Гамлета и прекрасно понимала, что все обернется трагедией для всех, что выхода у нее другого нет. Этого нет в шекспировском тексте, это потом режиссер Валерий Попов добавил, когда после сцены сумасшествия Офелия уходит и говорит Лаэрту: «Я ухожу, Лаэрт, прощай, но помни то, о чем мы говорили». Она прощается с ним, зная, какая участь ее постигнет.
— Элеонора Дузе говорила, что актриса в жизни должна быть незаметной. Согласны ли Вы с ней?
— Я не могу сказать, что актриса должна быть незаметной или же она должна быть супер-заметной. Сейчас я бы не хотела громкой славы, о которой я мечтала в юности. Это кропотливый труд быть все время в центре внимания и жить на виду у публики. Главное – быть заметной на сцене, в своей работе, для любимого зрителя, для режиссеров.
— Наверняка, работа в театре отнимает много времени. Как удается сохранять гармонию, держать баланс?
— Сложно держать баланс, потому что какие-то бытовые ситуации порой выбивают из колеи. Театр иной раз даже помогает, какие-то переживания внутренние, связанные с личной жизнью, перекладываются на сцену в роли. Когда я плачу, проживая на сцене безответную любовь или предательство, невольно я вспоминаю что-то личное, чтобы более точно прожить это все снова.
Я человек с тонкой кожей, очень эмоциональный и очень ранимый. Поэтому для меня стремление к гармонии очень важно.
— Расскажите о своей семье.
— Много лет назад, до моего появления на свет, моя мама, Вера Воробьева, работала директором Русского академического театра. Она понимала всю сложность профессии и была категорически против, чтобы я становилась актрисой. Сейчас она возглавляет Северо-Осетинский детский фонд.
Мой отец, Олег Федорович, всю свою жизнь проработал оператором на местных телеканалах. Очень много лет работал на ГТРК «Алания», снимая художественные и документальные фильмы, различную хронику о войне в Южной Осетии. Даже был в плену.
Мой муж, Станислав Копылов, тоже работает в нашем театре. Познакомились мы, когда он еще был студентом при театре. Он учился на факультете искусств в колледже культуры. А Валерий Попов (режиссер Русского театра – прим. ред.) обучал студентов у нас в театре.
Моему сыну Артемию три годика и семь месяцев. Он очень активный ребенок в плане того, что пытается подражать родительской сфере деятельности. Малыш растет за кулисами, потому что часто приходится его в театр с собой брать, даже на гастроли. В прошлом году он с нами гастролировал в Курске и Белгороде. Когда идет репетиция, он пытается прорваться на сцену и поучаствовать в процессе. Но мой муж категорически против, чтобы он становился актером.
— О чем Вы мечтаете?
— Я очень хочу путешествовать, хотя жутко боюсь летать на самолетах. Я хочу увидеть мир. Смотрю с упоением программу «Орел и решка» и безумно завидую этим ведущим. Мне бы хотелось сняться в подобной передаче.
Я с детства мечтаю сняться в кино. Ещё мечтаю о собственном доме на берегу моря, где всегда будет тепло, уютно, красиво. Почему-то мне так это представляется. И я со своей семьей в этом доме. Тут же рядом любимые друзья, коллеги. Я благодарна Богу за всё, что имею на сегодняшний день. Мне грех жаловаться.
— А о каких ролях мечтаете?
— Очень хочу сыграть Элизу в «Пигмалионе» Бернарда Шоу. Также меня привлекает роль Гитель Моска в пьесе Уильяма Гибсона «Двое на качелях». Предлагала Валерию Попову поставить этот спектакль, он даже загорелся этим. Но пока все висит в воздухе.
Вообще очень хотелось бы сыграть в комедии характерную героиню. Вот уж здорово, когда актер или актриса получает роль в комедии, пускай даже самую небольшую. Могу перечислять еще очень много образов и ролей. Но не хочется открывать все тайны.