Сегодня в музее истории Владикавказа участники 17-го фестиваля современного искусства «Аланика» подвели его итоги.
Как и в прошлом году, художники сосредоточились на работе в малых музеях республик Северного Кавказа. На этот раз они побывали в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Чечне и Северной Осетии. Там они реализовали свои проекты-победители конкурса, объявленного Северо-Кавказским филиалом Пушкинского музея.
По словам директора филиала Галины Тебиевой, в этом году эксперты отобрали 10 проектов из 78 заявок.
«В течение 10 дней художники реализовывали свои проекты в музеях. Сейчас мы завершили марафон открытий этих проектов. Мы добиваемся того, чтобы проявить те малые прекрасные музеи, которых огромное количество на Северном Кавказе, на музейной карте страны. Мы хотим познакомить с ними как можно большее количество людей. Тем более, сейчас активно развивается внутренний туризм. Мы предполагаем, что не всегда предложения отвечают культурным запросам туристов. Как раз эти проекты современных художников позволяют по-новому интерпретировать музейное наследие», — сказала Тебиева.
Затем участники 17-й «Аланики» рассказали о своих проектах.
«Своими словами»
Как известно, в здании музея истории Владикавказа располагались редакция и типография газеты «Казбек». Вдохновившись этим фактом, молодой художник из Екатеринбурга Илья Мозги решил издать журнал «Своими словами». В нем он собрал впечатления о Владикавказе в рассказах простых горожан. Еще он разместил зарисовки о городских буднях на стенах музея.
«Я пытался прорисовать образ города не через четкость и ясность, а через его человечность. В итоге получился проект в виде печатного издания. Опираясь на историю залов музея истории Владикавказа, где базировалась типография газеты Казарова, а также ориентируясь на образование журналиста, я нашел для себя точки пересечения и попытался встроиться в базу этого музея, где есть оригинальные столы, которые принадлежали редакции, печатные станки и другие элементы. Вдохновившись этим, я решил выпустить печатное издание в виде журнала, запустив тем самым залы, где сейчас уже с техникой не работают. В зале есть детали, зарисовки будней, которые я здесь прожил, в виде записей, сделанных на печатной машинке. Я считаю, что задачу выполнил. Я познакомился с Владикавказом и открыл его для себя с того самого ракурса, которого я не знал раньше», — сказал он.
Как звучит Владикавказ?
Рядом расположился еще один проект фестиваля «Аланика» — «Шумовая карта Владикавказа» Данила Акимова. Он рассказал, что задумку с шумной картой столицы Северной Осетии он осуществил еще 2012 году. Спустя 12 лет художник решил ее обновить и нашел для себя немало изменений в звучании Владикавказа. В планах у Данилы — повторить эксперимент еще через определенное количество лет.
«Вы сможете услышать фрагменты города, которые звучали 12 лет назад и совсем свежие звуковые впечатления. Мне кажется, что Владикавказ стал мягче звучать. Видно, что город становится комфортным. Звуки все спокойнее. В центре уже меньше строек на данный момент. В какой-то момент начнутся стройки, будет совершенно другой звук», — сказал он.
«Генеральная уборка в кабинете зоологии»
Так называется проект художницы Кати Исаевой, который она создавала в музее ГГАУ. Вдохновленная личностью известного ученого, уроженца Владикавказа Льва Бёме, она подробно изучила его биографию и нашла в ней точки соприкосновения.
«В ленинской библиотеке я стала читать историю его жизни и натолкнулась на трагедию, что его отец и он сам попали в карагандинский лагерь. Здесь как раз появилась моя личная связь с этой фигурой. Моя бабушка родилась в 1938 году в карагандинском лагере, а Бёме в этот год там был.
Дальше – больше. Я пошла в музей зоологии МГУ, где хранится вторая часть коллекции Бёме. Оказалось, что там до сих пор работает его внучка – Ирина Рюриковна Бёме. Мы познакомились, она пригласила меня к себе на дачу, где я взяла у нее интервью. Это была удивительная встреча. Она — орнитолог в третьем поколении, работает над звуковой коммуникацией птиц. Ирина Рюриковна предоставила много архивных семейных фотографий, которых не было в музее. Мы сделали альбом, можно прийти полистать его. Там есть фотография 1900 года, на ней изображен маленький Бёме в фотостудии Владикавказа. Можно также послушать интервью Ирины Рюриковны», — сказала автор проекта.
Еще она на виниловой пластинке записала пение птиц из коллекции Бёме.
«Все-таки музей – молчаливое пространство. Заходишь – там звенящая тишина, если только нет экскурсии. Был составлен плейлист из 17 песен птиц с одной и с другой стороны. Можно прийти в музей, включить пластинку и послушать, как звучали птицы при жизни», — сказала она.
«Я видел свой сад»
Источником вдохновения для художницы Елены Утенковой послужила личность поэта Блашка Гуржибекова, дом-музей которого открыли не так давно после реставрации в станице Ново-Осетинской. Все лето Елена «малыми шажками» изучала жизнь и творчество поэта. Несколько дней прожила в само станице, общалась с людьми, впитывала в себя атмосферу тех мест.
«Сама личность Блашка произвела на меня впечатление, история его жизни, его роль и связь с литературой. Я сама немного пишущий человек, кроме того, что художник. Я долго думала, как приступить к созданию проекта, потому что его история немного драматичная, отчасти трагичная. В 37 лет он погиб на Русско-Японской войне – такой дигорский Пушкин.
В последнем письме своем он писал жене: «Не ночью, а вечером я видел свой сад». В станице Ново-Осетинской, где сейчас стоит его дом, сада нет. За 120 лет он высох, может быть, он будет посажен, но пока там сухая трава. Основное наследие Блашка – в 1939 году он перевел всего Пушкина и Лермонтова на диогрский — тоже погибло, потому что арестовали литературоведа и вместе с ним взяли архив, который исчез. Говорят, что рукописи не горят. Вроде бы рукописи сгорели, но при этом нет. Я свой проект назвала «Я видел свой сад (сад, который есть)». Мы попытались сделать дар этой личности – метафорический сад, его поэтический сад все рано существует. Рукописи, сгорая, удивительным образом не сгорают. Тому подтверждение – появление этого музея. Дом небольшой, там есть женская половина и мужская. Мы так и разделили, правую часть делала я, левую – соавтор проекта Михаил Тихонов. Все это я буду долго переживать, осмысливать. Я бесконечно благодарна «Аланике» за такую возможность», — сказала Елена.
Отметим, что фестиваль «Аланика» реализовывался при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и благотворительного фонда В. Потанина. В пресс-службе Северо-Кавказского филиала Пушкинского музея также сообщили, что на базе событий 17-го фестиваля современного искусства «Аланика» в сообществе филиала в социальной сети Вконтакте будет создан уникальный разноформатный контент. Весной 2024 года проект фонда поддержку культуры «Аланика» и Северо-Кавказского филиала Пушкинского музея «Искусство нашего времени» стал победителем грантового конкурса «VK для культурных институций и авторов».