
Я не пошла на встречу министра культуры с коллективом Осетинского театра. Посчитала неправильным прийти без приглашения со стороны артистов. Но у стен тоже есть уши. И вот, что мне поведали эти самые стены.
Второй акт спектакля «Убрать худрука любой ценой» в постановке режиссера Руслана Мильдзихова удался лучше, чем первый. Мизансцены были тщательно продуманы, роли отрепетированы, задачи поставлены. Как это часто бывает с провальными постановками, на помощь режиссеру пришли актеры.
Памятуя о былых провалах, министр культуры начал встречу с коллективом Ирон театра с заявления, что вопрос с увольнением Казбека Губиева – вопрос решенный. Дескать, и говорить здесь не о чем. Но зато можно обсудить кто станет новым худруком. Мы, говорит министр, готовы прислушаться.
Трудно переоценить такой мощный ход. Людей избавили с одной стороны от необходимости бороться, с другой освободили от мук совести. «Всё уже решено, какой смысл возражать?», — услышали стены мысли присутствующих в зале. В этот момент на помощь пришли те самые актеры, которых режиссер избрал на роль самых знающих. Началась игра в демократию. И даже была названа фамилия молодого и весьма успешного режиссера, которого «коллектив желает видеть худруком». Фамилия была названа, поддержана аплодисментами, но…не назначена.
Вместо этого министр пообещал подумать и поведал трогательную историю, как сильно он любил Осетинский театр все эти 34 года, что прожил в Москве. В чем конкретно проявилась его любовь он не уточнил, но зато намекнул, что всегда мечтал сюда вернуться. Что же касается гастролей, то их никак не будет. Потому что театр «весь в долгах». Как так получилось, что плохой Губиев может вывезти труппу в столицу, а хороший министр, у которого наверняка есть связи во всех театрах Москвы (за 34 года-то накопилось), не может – осталось загадкой.
Но разгадка у ней элементарная – гастроли планировались всецело за счет связей худрука Казбека Губиева. Это ему в Театре имени Маяковского сделали скидку за аренду зала, кто-то согласился помочь с перелетом, кто-то с проживанием. Вывезти труппу в 60 человек – это вам не шуточки.
Но Руслан Мильдзихов неожиданно выкинул из рукава «джокер» — он вскользь напомнил, что много-много лет назад не вывез свою дипломную (и единственную) постановку «Дон Кихот» на гастроли «по чьей-то злой воле». Поэтому министр посчитал верным по своей злой воле сорвать гастроли теперь. Очень по-мужски.
Но все это – лирика. Главное было сказано потом. Художественного руководителя театра утвердят в сентябре. То есть к моменту, когда в правительстве произойдут перестановки, Руслан Мильдзихов уйдет в отставку и будет неожиданно назначен худруком. До этого момента, вероятно, театром будет управлять управляемый и.о.
Таким образом постановку «Убрать худрука любой ценой» можно было расценить, как трагедию. Однако напоминаю, что сегодня прошел только второй акт. А, значит, жанр может измениться до противоположного.
Например, чёрной комедии.
Элина Сугарова