Сегодня во всем мире отмечают День театра. Владикавказ необычайно богат в этом смысле – целых 7 театров плюс молодежные площадки. Тем не менее праздник проходит крайне тихо. Возможно, ближе к ночи нам станет известно о грандиозных чествованиях театральных деятелей, хотя мало в это верится.
Как человек, который любит этот вид искусства, я постоянно обращаю внимание на некоторую «задвинутость» наших театров. Я называю это отсутствием культуры театра. В частности, у властей. Руководство нашей республики, вознамерившееся войти в историю как самое патриотичное, удивительным образом недопонимает воспитательную, досуговую, а также образовательную роли театров. Устала повторять, что, например, в вопросе сохранения языка, национальный театр лучшее средство. Я неоднократно писала о единственном драматурге в Северной Осетии, который пишет пьесы на родном языке (а также переводит русскоязычные на хороший осетинский), Асахмате Айларове. Вот уже 10 лет он не может добиться публикации своей книги. В труппе за мизерную плату работают прекрасные актеры. Режиссеры ждут хоть какого-то бюджета для своих постановок.
17 марта в Дигорском драмтеатре прошел показ премьерного спектакля «Сон в летнюю ночь» в постановке Казбека Джелиева. На мой взгляд, это настоящий прорыв: свежо, ново, необычно. Режиссер пренебрег классическими декорациями и создал уникальное пространство, в рамках которого зритель переносится из дворца в сказочный лес и обратно. Талант актеров позволяет забыть, что на сцене всего лишь шины, а не деревья, а роль цветочной поляны и вовсе играет кусок материи. Действие на сцене завораживает. И все это на чистейшем дигорском.
Но во всей этой бочке меда была ложка дегтя, которая бросилась в глаза с первых минут. Бедность театра. Сложно объяснить, что именно выдало ограниченный бюджет, но даже в костюмах было нечто такое, что говорило о необходимости спонсорской поддержки.
Новость о том, что из дома ардонской чиновницы было похищено 100 млн рублей, вызвала бурную реакцию и множество самых разных вопросов и ассоциаций. Я же по сей день задаюсь единственным вопросом: как в республике, где есть дома со 100 млн рублей, могут быть в таком убогом состоянии театры? Для меня странно, что никому не приходит в голову просто так взять и профинансировать спектакль. Это же, как минимум, приятно. Или, например, сегодня День театра. Достаточно было бы отметить театральных деятелей, уделить им внимание и поощрить за самоотверженный труд.
Я убеждена, что культура театра должна искусственно прививаться. Достаточно создать прецедент.
Элина Сугарова