Незваные братья

В Осетинском театре прошла премьера по пьесе Геора Хугаева «Æрдхорд æфсымæртæ» в постановке режиссера Гиви Валиева. В одной из своих книг по театральной критике я читала, что сравнивать спектакли с блюдами, да и вообще с едой – есть не очень хорошо. Но на этот раз ассоциации настолько яркие, что я, пожалуй, не сдержусь. Но, обещаю, что это в первый и последний раз.

Спектакль «Æрдхорд æфсымæртæ» это как прийти в дорогой итальянский ресторан. Интерьер продуман до мелочей, атмосфера выдержана во всех деталях, входишь – попадаешь в другой мир. Красиво, со вкусом, дорого. Садишься за прекрасно сервированный стол, приносят огромную тарелку, по которой очень красиво разбросаны какие-то ингредиенты блюда. Нереально красиво. Начинаешь есть – и да, довольно-таки вкусно. Но если собрать в кучу все, что размазано по тарелке, в сухом остатке получится одна столовая ложка. Этого очень и очень мало, чтобы наесться. В конечном счете уходишь впечатленным красотой и масштабом, грандиозностью задумки, но голодным. А ведь пришел именно затем, чтобы поесть.

Так случилось со мной и вчера в театре. Спектакль масштабный, трудоемкий, недешевый. Видно, что для реализации проекта были привлечены немалые ресурсы, в том числе людские. Но драматургия оказалась так слаба, что не смогла оправдать всю широту размаха.

Гиви Валиев – один из ярких талантливых молодых режиссеров, которому давно под силу ставить классику от русской до античной, который, наверняка, сможет показать новую интерпретацию сложной психологичной драмы с несколькими сюжетными линиями и многогранными героями, ставит довольно простую историю из национальной драматургии. Да, сейчас осетинская драматургия это тренд (или вернее сказать «бренд»), но для Академического театра идти на поводу у моды и заниматься примитивной пропагандой – недостойно.

Театр должен воспитывать своего зрителя. Хочется большей злободневности и актуальности поднимаемых тем. «Æрдхорд æфсымæртæ» как гимн дружбе, братству и чести сегодня смотрится на сцене примерно, как экспонаты в музее. Да, интересно посмотреть, как это всё было когда-то, но представить, как это можно применять сегодня, очень сложно.

В постановке задействована вся труппа театра. Зал был готов аплодировать после выхода большинства актеров. Мы соскучились по родным лицам и новым образам. Зритель изголодался (и вот снова отсылка к еде, здесь грустный смайлик) и был готов принять, что угодно и потом долго благодарить. Но, как я писала выше – никто не остался сыт.

Блистательный Александр Битаров, который уже давным давно вырос из «коротеньких штанишек» национальной драматургии, которому играть бы английскую классику, создавать сложные глубокие образы антигероев и разной степени негодяев (моё сугубо субъективное мнение), предстает перед зрителем в роли героя, страдающего от безответной любви и в конце концов (внимание, спойлер!) умирающий из-за нее. Саша талантлив. Он может всё. Поэтому и вчера зритель ему поверил. Диалог Казана с Мышырби внушает чувство глубокой симпатии и уважения к его герою. Саша обаятелен в этом эпизоде. В сценах любовных мук выглядит менее убедительно, но на мой взгляд проблема опять-таки в слабой драматургии. Автор пьесы не дает твердой почвы, на которой можно было бы развернуться. Поэтому актер проходит по тонкой грани и в конечно итоге зритель верит, пусть и небольшим авансом. И потом искренне плачет.

«Как жалко Сашу»,- сказала одна из зрительниц. Мне кажется очень показательно, что жаль именно Сашу, а не героя пьесы. Образ Казана прописан недостаточно убедительно. Александр Битаров был гораздо убедительнее, поэтому и пожалели все его.

Я знаю о планах Русского театра представить в новом сезоне одну из трагедий Шекспира с одним из талантливейших актеров республики в главной роли. Мечтаю о том, чтобы Осетинский театр пригласил режиссера и поставил эту же пьесу, но с Александром Битаровым – другим талантливейшим актером республики. Это пошло бы на пользу нацтеатру, да и получился бы очень интересный ход. Пусть это звучит дико, но я за здоровую конкуренцию между театрами, борьбу за сердца зрителей.

Отдельно еще остановлюсь на другом моём любимом актёре – Зауре Токаеве. К моему сожалению роль второго «названого брата» оказалась слишком узкой, чтобы вместить талант Заура. Видела его в спектакле «Сон в летнюю ночь» в Дигорском театре – это было что-то запредельное. Во вчерашней же постановке от него требовалось слишком мало. С ролью он естественно справился, но снова хотелось «добавки»

Отдельное спасибо Казбеку Губиеву также исполнившему одну из главных ролей. Мне не приходилось видеть его на сцене ранее, но вчера убедилась, что он очень сильный актер.

Один из уважаемых театральных критиков писал, что, если в рецензии нет строчки со словами «рекомендую» или «не рекомендую к просмотру» — это бесполезная рецензия. Но сейчас тот случай, когда мне сложно сказать. Не скажу, что спектакль плох. Кроме прочего меня оттолкнули морализаторские монологи в стиле «сæфæм». Всё шито «белыми нитками» и все, что хочет сказать автор уж слишком бросается в глаза, чем неминуемо вызывает отторжение. Но это только у меня.

Уверена, очень и очень многие останутся в восторге.

Элина Сугарова

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031