Повелители мух

Нет другой сферы, которая так чутко и остро реагировала бы на изменения в общественно-политической жизни, как культура. До 2017 года я об этом не догадывалась, но уходящий год продемонстрировал корреляцию во всей красе.

Главное культурное событие года – это, конечно же, назначение нового министра профильного ведомства. Именно с его приходом и началась вся эта заварушка. Руслан Мильдзихов, живший долгое время в столице нашей страны, почетно занял кресло в феврале этого года. В его пользу говорило образование по специальности «Режиссер музыкального театра», первая (и единственная по сегодняшний день) дипломная постановка «Дон Кихот» в Осетинском театре, а также работа преподавателем на актерском факультете ГИТИСа (правда, опрос учащихся и выпускников этого вуза показал, что господин Мильдзихов никогда там не работал). Но эти и другие достоинства померкли перед способностью нового министра претворять в жизнь чужие идеи, беспрекословно включаться в любую подлянку и всячески угождать руководству республики.

Руслан Мильдзихов

Таким образом в апреле этого года был снят с должности художественный руководитель Госансамбля «Алан» Валерий Суанов. По количеству вылитой грязи это событие могло бы вполне конкурировать с выборами в местный парламент, прошедшими осенью. Отстоять Суанова было важно. Всем было понятно, если однажды талантливого, достойного руководителя снимут с должности ни за что ни про что, то цепочку увольнений уже никто не остановит. Руслан Мильдзихов глядя в глаза обещал коллективу ансамбля и всем неравнодушным людям не трогать худрука, а через два дня подписал приказ об увольнении по смехотворной причине. По счастливой случайности освободившееся место занял близкий друг министра Руслан Тедеев (не путать с министром имущества), под руководством которого коллектив продолжает успешно деградировать.

В это же время началось уголовное преследование художественного руководителя Осетинского театра Казбека Губиева. Оглушительный успех спектакля «Фатима» вызвал раздражение и негодование господина Мильдзихова. Он даже попытался выступить с профессиональной критикой постановки, но лишь выдал свой дилетантизм. Также, как и в случае с Суановым, Губиева всячески увещевали, что никто его с должности снимать не будет. А потом просто прислали уведомление. Театр бурлил все лето. Несмотря на все усилия Руслану Мильдзихову не удалось занять кресло, о котором он мечтал всю жизнь (по его собственному признанию). Новым художественным руководителем стал Владислав Колиев, который мгновенно почуял наметившиеся тренды и составил репертуарный план на сезон таким образом, что ведущие актеры оказались не задействованы, а все постановки Академического театра сплошь из национальной драматургии. Половина сезона уже позади, а театр представил всего одну премьеру «Ирон лæджы кад» (как было заявлено в СМИ, ставили ее «для школьников») и детский спектакль «Алæмæты гæды» (по сказке «Кот в сапогах»).

Валерий Суанов

Работу театра усложняет пристальное внимание властей и тотальный контроль происходящего. Так, Осетинский – единственный театр, который посещает министр культуры. И неважно проходит здесь новогодний утренник или очередной фестиваль пива. При этом по непонятным причинам в театр не приглашают именитых, талантливых, успешных режиссеров. Например, Изабеллу Каргинову, которая сейчас в Северной Осетии. Её постановка «Кин IV» в Русском театре имеет просто потрясающий успех и претендует на звание самой яркой в сезоне. Не получил приглашение и режиссер Марат Гацалов, который недавно посещал республику. Перечислять можно бесконечно. В репертуарном плане не заявлен даже Тамерлан Сабанов, который и поставил «Фатиму».

Таким образом, из наметившейся тенденции напрашивается вывод, что Осетинский театр ждет еще одна встряска. Главное, чтобы в ее результате у руля не оказался сам министр.

В списке совершённых подлостей также почетное место занимает отремонтированная и переданная в ведение «Марининского театра» (и это вполне может стать цитатой года) Госфилармония. С ее директором Ацамазом Макоевым всё прошло по тому же сценарию. Длительные обещания никого не трогать, а затем объявление о необходимости освободить помещения.

Фестиваль пива

Здесь же нельзя не вспомнить травлю детского ансамбля «Хуры тын», за репетиционные залы которого развернулась настоящая война. Чудом дети не очутились выброшенными на улицу, хотя помещение у них всё-таки отняли. Как это ни нескромно, а сюда же можно отнести и запрет на мою работу пресс-секретарем Театра юного зрителя «Саби». И не то, чтобы это большое событие в мире культуры Северной Осетии. Это яркая иллюстрация отношения власти: пусть это пойдет во вред, но будет так, как хотим мы.

И, возможно, именно эта укрепившаяся тенденция пугает меня все сильнее. Ведь культура реагирует первая, но не последняя. А значит подобного отношения нам следует ждать во всех других сферах.

Итоги моего культурного года оказались мрачными и безрадостными. Хотя, конечно, было много ярких вспышек в виде всевозможным «днейчегототам» и фестивалей. Особенно хорошо нам сейчас удаются фестивали.

И в новом году, уверена, их будет не меньше, а даже больше.

Элина Сугарова

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
16171819202122
23242526272829
30      
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031