Республика чужих пороков

— Почему ты не ходишь в наши театры?

— Мне не нравится, как играют наши актеры.

— Но ты же не видел.

— Ну, это же наши актеры, что они там могут сыграть?

Вот с такого короткого диалога началась моя ссора с приятелем, которая длилась очень долго и держит меня в ярости по сию минуту. И дело даже не в театрах. Дело в нас с вами.

Мы часто любим восклицать всем известное «нет пророка в родном отечестве», тем самым выражая обиду, как незаслуженно принижают наши заслуги и как неспособны люди заметить талант рядом с собой. Но никто и никогда не задается вопросом о собственной чуткости к окружающим.

В общей массе мы, осетины, удивительно недеятельные натуры. Вот собраться обсудить обсуждаемое и переобсудить уже обсужденное – тут нам равных нет. Фору дадим кому угодно. А вот собраться и сделать что-то – задача посложнее. Именно поэтому все, кто чем-то занимается в этой республике, бывают очень заметны. Любой мало-мальски активный человек вам скажет, что на всех мероприятиях, конкурсах, фестивалях и даже в театрах и на выборах – везде присутствуют и участвуют одни и те же люди. Как правило, деятельность их становится объектом пристального внимания и обсуждения. Что в принципе не плохо.

Плохо, что ко всему прочему, мы часто оказываемся во власти предрассудков, предубеждений, навешиваем ярлыки, ставим штампы, пользуемся набором клише.

— Почему ты решил, что если они осетины, то априори делают это плохо?

— Ну, не знаю. Вот раньше, когда были Тхапсаев и Баллаев, тогда все говорили о них, потому что они были гениальные. Сейчас все говорят, что молодые актеры плохие.

— Раньше в театр ходили регулярно и все имели представление, о чем говорят. Сейчас спектакли играют в полупустых залах. Те, кто говорит об актерах, сами-то хоть раз посмотрели постановку?

Так или иначе выяснили, что нет, не смотрели. Никто не смотрел, потому что кто-то очень умный когда-то сказал, что театр в Осетии «уже не тот». Пребывая в сильном раздражении, я, тем не менее, постаралась продолжить диалог конструктивно.

— Вот тебе нравится актриса NN. Почему? Она же осетинка.

— Но она же уехала.

— Ты видел её на сцене хоть раз?

— Нет. Но она же в Москве играет.

В этот момент запас цензурных слов внезапно иссяк. Единственное, что мне хотелось понять, много ли тех, кто рассуждает так же. И если много, первая мысль – купить на оставшиеся деньги билет во Владивосток и больше никогда не возвращаться, вторая – как же нас жалко. Пинать своих только потому, что они свои. Потому, что не уехали, когда их приглашали, звали, просили. А Гергиев, видимо, тоже велик потому, что так сказали где-то там, взаграницах, а они-то врать не будут. А был бы он здесь рядом, да какой же это гений. Это же наш Валера, который живет по соседству. Где уж ему.

Кроме прочего этот диалог ярко показал, почему я не терплю, просто на дух не переношу разговоры о былом величии Осетинского театра с закатыванием глаз, дрожанием в голосе и придыханием. Потому что:

во-первых, часто за этими разговорами кроются понты. Самые обыкновенные понты. Дескать, вот я-то видел настоящее искусство, это вот вы восхищаетесь неизвестно чем. Я видел великих и сам чуток велик теперь, зачем мне еще кто-то?

во-вторых, как правило, это говорят люди никогда не видевшие тех самых великих, не знающие, какие роли они играли, и вообще в театральном искусстве ничего не смыслящие

и, последнее, эти речи банально прикрывают лень. Лень встать и пойти на спектакль.

Своему приятелю я предложила пойти в театр, вооружившись большим помидором, и бросить его в самого бездарного актера, на его взгляд. И проделывать это каждую неделю. На мой взгляд, даже это более здоровая реакция, нежели обвинять в бесталанности людей, которых ты ни разу не видел в деле. И у этого действа куча «плюсов». Человек, посещающий спектакли и швыряющий помидорами в халтуру, перестает быть голословным. Также он мотивирует актеров, он требует от них, а зритель имеет на это полное право. И в конечном счете, он становится более требователен к себе.

А именно этого нам с вами и не хватает.

Элина Сугарова

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
19202122232425
262728293031 
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031