
Минкульт Северной Осетии ищет нового худрука Осетинского театра. Оснований для увольнения действующего руководителя еще нет, а кандидатур на его место уже несколько. И даже известна дата назначения.
Портал «Градус Осетии» опубликовал новость, что художественный руководитель Осетинского театра Казбек Губиев осужден за незаконно оформленную надбавку за «вредные условия труда» в размере 12%. Суд обязал его выплатить штраф в 100 тысяч рублей и частично удовлетворил гражданский иск минкульта, постановив взыскать в счет возмещения ущерба 323 тысячи рублей.
Расторопный министр культуры Руслан Мильдзихов заявил, что «естественно, в такой ситуации Губиев не может оставаться на руководящей должности». Странно, но с господином Мильдзиховым не согласен Трудовой кодекс. Уволить Губиева на основании этого решения суда нельзя. Более того министр несколько недоговаривает и даже привирает в своих комментариях.
Так, он признает, что 12% «за вредность» ранее допускались. «Многие просто не вникают в юридические тонкости. Допустим, вчера законом разрешалось делать надбавки, а сегодня — нет», — говорит он. Однако умалчивает, что эти самые надбавки в Осетинском театре прекратились еще в 2015 году. То есть нарушение искали основательно. И даже знали, где их искать.
Работники сферы культуры других учреждений подтвердили, что ранее эти надбавки были разрешены, и многие продолжали получать их до недавнего времени. Однако фигурантом дела, которое Руслан Мильдзихов громко называет «растратой», стал только Казбек Губиев. Примечательно, что директор театра господин Боциев также получал эту незаконную надбавку, но его суд выплачивать ничего не обязал. Сомневаюсь, что это как-то связано с его дружескими отношениями с министром, но тем не менее решение суда выглядит странно.
Руслан Мильдзихов также сообщил, что «пока не может сказать, будет ли Губиев уволен или напишет заявление по собственному желанию». Но так как уволить по статье представляется невозможным, вероятно, художественного руководителя постараются изобличить в отсутствии на рабочем месте более трех часов. Как это было с худруком ансамбля «Алан» Валерием Суановым, который также покинул свой пост после того, как ему предложили добровольно уйти, затем стали распространять грязные сплетни, ну а после нашли-таки «законное» основание для увольнения.
В свете всего изложенного заявление, что новый худрук будет представлен коллективу после 7 июля, вводит в ступор. То есть министр уверен, что, несмотря на отсутствие законных оснований для увольнения, он обязательно что-нибудь придумает к 7 июля? Еще более удивительно наличие нескольких кандидатур. Я, конечно, придумала поговорку: «Плох тот актер, что не хочет быть худруком Ирон театра», — но отказываюсь верить, что среди них есть готовые сесть на «живое» место. Любой занявший это место дискредитирует себя. Самое же главное, что если произвол не остановить сейчас, в будущем это сделать будет просто невозможно. Вчера Суанов, сегодня Губиев, а кто завтра? Никто не может быть уверен, что не окажется на их месте, став «фигурантом уголовного дела».
Кроме прочего, Руслан Мильдзихов «глубочайше убежден, что руководить театром должен режиссер». В этой фразе есть недосказанность. Ее следует продлить фразой «…такой, как я». Ведь грозящая отставкой правительства осень вполне может лишить кресла министра культуры. Кроме того ни для кого не секрет, что должность худрука во все времена была лакомым куском. В связи с этим уже не удивляет, что среди кандидатов есть имена далеко не самых опытных и заслуженных театральных деятелей, а вполне себе молодых актеров, главной заслугой которых стала приближенность к действующему министру. Любого из них в нужный момент можно будет просто «подвинуть», короновав себя любимого.
И в случае с Валерием Суановым, и в случае с Казбеком Губиевым никто не говорит, как отразится смена руководства на культурном учреждении. Так, министр запросто отказался от гастролей нашего театра в Москве в театре имени Маяковского, где уже продаются билеты на спектакль «Фатима» 18 и 19 сентября. Не остановило министра и то, что как раз сейчас театру нужно уходить в отпуск. Актеры и другие работники просто не получат зарплаты и отпускные вовремя. Все это и многое другое померкло перед желанием Руслана Мильдзихова занять место художественного руководителя Ирон театра.
А я категорически против этого. Не потому, что он прожил 34 года в Москве, но продолжает говорить «ихние». И даже не потому, что он любитель «филармонистких концертов». Просто я была свидетелем одного такого посещения Русланом Мильдзиховым филармонии. На концерте ансамбля «Уацамонгæ» на сцене стояли 4 солиста, исполнившие сакральную песню «Лæгты дзуары зарæг». Солистка в национальном наряде вышла на сцену с чашей Уацамогæ, а ведущий пригласил для приветственного слова на сцену министра культуры. Руслан Мильдзихов встал, направился к сцене, достал завибрировавший телефон из кармана, сделал в сторону сцены жест «одну минуточку» и…вышел в коридор поговорить. Тишину, наступившую в зале, невозможно описать. Не описать и растерянность, которая отразилась на лицах артистов. Вернувшийся действительно через минуточку министр, принял священную чашу и произнес молитву.
В этом коротком эпизоде я увидела всю безнадежность этого человека в любой «культурной» должности. Ни министром, ни худруком, ни режиссёром этот человек быть не может. А если бы глава города Махарбек Хадарцев направил запрос в ГИТИС, как он это сделал в случае с дипломом Никиташенко, то получил бы ответ, что Руслан Мильдзихов на актерском факультете никогда не преподавал.
Что в крайней степени логично.
Элина Сугарова