Сразу две премьеры прошли в театрах республики на прошлой неделе. Комедия «Палата бизнес-класса» в Русском Академическом театре и одноактная комедия «Женихи» в Дигорском драмтеатре.
Есть у меня своя собственная система оценки спектаклей. Все они прежде всего делятся на хорошие и плохие. Плохие это, как правило, дурновкусные по содержанию и исполнению, просмотр которых я и вовсе нахожу вредным.
С хорошими немного сложнее. Они делятся на три категории. Сразу оговорюсь – спектакль третьей категории не значит что он плохой. Просто у каждой ниши есть свой зритель и, на мой взгляд, в репертуаре театра должны быть представлены все.
Спектакли первой категории узнать легко. После них обычно чувствуешь себя «другим человеком». Современная режиссура, качественная драматургия, воздействие на восприятие зрителей посредством множества средств. Такие постановки «затягивают в себя» и заставляют переживать происходящее, а потом бросают зрителя один на один с мыслями и чувствами. Послевкусие от таких постановок длиться очень долго. Есть только одно «но» — чтобы смотреть такие постановки нужен некоторый зрительский опыт. Если человек пришел в театр впервые, ему может быть сложно, вплоть до полного непонимания.
Спектакли второй категории – это крепкий середняк. В них может не быть гениальных режиссерских решений, но вложенная мысль глубоко тронет. Как правило, здесь качественная драматургия, присутствует хороший юмор, а главные герои обаятельны. На таких спектаклях воспитывается вкус зрителя, происходит его погружение в мир театрального искусства.
Третья категория обыкновенно представлена легкими (порой даже поверхностными) комедиями. Но смотреть их одно удовольствие. Особенно после тяжелой трудовой недели. Здесь не нужно искать глубокого смысла (хотя при желании его можно найти), но можно от души посмеяться. Содержание спектакля забывается через пару месяцев. У этих постановок тоже есть свой зритель. И, возможно, начинать посещать театр следует именно с их просмотра.
Прошедшие премьеры обе отнесла к этой, последней категории. Казбек Джелиев создал на сцене Дигорского драмтеатра легкую, уютную и очень атмосферную постановку.
Советское время. Две колхозные бригады соревнуются между собой. Бригадир «красных» Заур влюблен в бригадира «зеленых» Мадину, но робость и комплексы мешают ему признаться девушке. Однако домой к завидной невесте зачастили сваты, а женихи, получившие отказ, грозятся её украсть.
История довольно простая, но колоритные персонажи (чего стоит один только гармонист, который, кстати говоря, сопровождает живым звуком весь спектакль), веселые танцы с тяпками, песни и красивый дигорский – всё это создает потрясающую атмосферу. На сцене всё не всерьез. Шутливость доведена до крайности, характерность персонажей возведена в степень, а точность в мелочах вызывает ностальгию.
В «Палате бизнес-класса» в постановке Вячеслава Вершинина, как и в любой комедии положений, чуть затянутой кажется завяка. Однако, как только история хорошенько запутывается, дальше спектакль смотрится на одном дыхании.
Обстоятельства сталкивают в больничной палате прожженного коммерсанта после пикантной операции и заслуженного артиста-пенсионера. Бизнесмен не может смириться с вынужденной изоляцией накануне крупной сделки, и провернет ее несмотря на все препятствия. Успешно спрячет любовницу от жены в кровати соседа, вытолкнет мужа любовницы из окна, сделает еще массу безумных поступков и будет изощренно лгать налево и направо.
В главной роли на сцене Русского театра дебютировал Аслан Тигиев. Бизнесмен Разницкий получился у него очень убедительно. Пока не знаю, когда он вошел в труппу, но это хорошее приобретение для Русского театра.
Следующий показ спектакля «Женихи» в Дигорском драмтеатре 1 ноября.
«Палаты бизнес-класса» — 9 ноября. Приятного просмотра.
Элина Сугарова