Театральные комментаторы

— Почему ты всегда покупаешь билеты в первый ряд? Ведь VIP-места с пятого по седьмой!

— Потому что в первом ряду люди мешают только с двух сторон: сзади и сбоку. А с каждым рядом перед тобой количество мешающих растет в геометрической прогрессии.

Взгляд моего спутника выразил недоумение, но спорить со мной он не стал. Мы смотрели премьеру «Чермен» в Осетинском театре. Друг впервые пришел в театр после долго перерыва и от спектакля остался в восторге. Но билеты теперь предпочитает покупать исключительно в первом ряду.

Казалось, нам повезло вдвойне – наши места занимали самую середину, поэтому зрители располагались только справа от меня. Слева – проход. Но и это нас не спасло, когда барышни рядом со мной вдруг решили обсудить последние светские новости. Выждав мучительные 15 минут, в течение которых я-таки бросила на них несколько неодобрительных взглядов, я сделала устное замечание. Это помогло, но ненадолго.

В какой-то момент барышне (напомню – в первом ряду) срочно потребовалось узнать фамилию актера, который играл в этот момент на сцене. Она раскрыла программку, включила фонарик на телефоне и стала спорить с подругой на предмет фамилии актера. Удерживая в одной руке и телефон, и программку, барышня то и дело слепила глаза своих соседей и даже зрителей сидящих сзади. В конце концов, телефон она уронила, выругалась, подняла, умолкла.

Хорошая постановка, как правило, атмосферная постановка. Она требует погружения, сосредоточения, режиссер завладевает вниманием зрителя и делится своим видением. Бывает обидно и досадно, когда из такого «гипноза» тебя вдруг выдергивает телефонный звонок и следующее за ним: «Театыры дæн! Ух, мæнæ, зæгъын, ирон театыры дæн. Фæстæдæр дæм бадзурдзынæн. О, хорз спектакл у». Финиш. Атмосфера убита. Вернуться в первоначальное состояние обычно бывает сложно.

Но на спектакле «Чермен» не было звонков. Что, без иронии, огромное достижение. Но зал зачем-то постоянно аплодировал. Когда на сцену выходили известные актеры. Когда на сцену выходили малоизвестные актеры. Когда известные актер выходили второй раз, но зрители забывали, что уже приветствовали их, или просто не узнавали… Все самые важные реплики, которые должны были звучать в звенящей тишине, поглощали бурные аплодисменты.

— Они мне мешают, — коротко отметил мой спутник, поначалу воспринявший это за некую традицию.

Мне они тоже мешали, но остановить процесс было невозможно. Однако Тамерлан Сабанов хороший режиссер и, несмотря на все это, спектакль «держал» нас. И вот – финальная сцена. Чермен смертельно ранен. Вот его безутешная мать. Вот реплика умирающего о свободе.

— Хех, фæцæуы Чермен! Хе-хе-хе, – сказала женщина лет 70, сидящая за нами. Она и раньше бросала комментарии, но этой репликой она меня добила. Я даже оказалась не в силах обернуться. Но как раз в этот момент барышни рядом со мной обнаружили у себя в ридикюлях что-то очень смешное. Мать Чермена оплакивала сына, барышни в первом ряду ржали аки его кони. Резко замахнувшись правой рукой, тыльной стороной ладони я с силой дала по губам той, что сидела ко мне поближе… А потом выдохнула, открыла глаза и поняла, что не имею права этого сделать. Испорчу финал окончательно. Но желание было велико.

Как действие спектакля начинается задолго до того, как поднимается занавес, так и театральное искусство начинается далеко за порогом храма Мельпомены. Театральная культура зрителя – это та часть волшебного зелья, которая позволяет глубоко влиять на сознание и подсознание человека. Часть, которая отличает спектакль от просмотра кино. Часть, которая позволяет каждый раз создавать произведение искусства. Из раза в раз.

Ведь правила поведения в театре очень строгие. Мы просто забыли о них. Да что уж там – мы потеряли театральную культуру.

Театральная культура – это выбрать спектакль, заранее приобрести билеты. Театральная культура – это не приходить в повседневной одежде. Великолепно смотрятся бархатные пиджаки, коктейльные платья, строгие костюмы. При этом следует помнить, что нельзя освежать свои духи непосредственно перед спектаклем. Это дурной тон. Театральная культура – это по дороге купить цветов или конфет или другой презент для любимого артиста. А может и не для любимого. Просто купить цветы, чтобы преподнести тому, кто больше придется по душе, кто тронет сердце.

Потом, когда места будут заняты, нужно просто полностью выключиться от внешнего мира, отдаться во власть режиссера, проникнуть в мир спектакля.

Есть злая шутка, что зрители делятся на тех, кто шумит, и тех, кто делает им замечания. Так вот, предпочитаю до последнего не делать замечаний и относиться максимально снисходительно.

Но как бороться с театральными комментаторами, пока так и не придумала.

Элина Сугарова, «Prospect-СК» №44

Новость дня
Опрос

Будете ли Вы голосовать на выборах в Гордуму Владикавказа 8 сентября?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
24252627282930
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031