
В государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» в Москве представят отчетную выставку XI художественного симпозиума «Аланика». Лучшие работы в формате инсталляций подадут искушенной московской публике под объединяющим названием «Владей Кавказом».
«Мы покажем в виде инсталляций те проекты, которые могут выдержать такой формат. Здесь имеется в виду то, что в основном работы «Аланики» были реализованы в городской среде, где совершенно другая специфика, и собрать их так, чтобы показать в закрытом пространстве, было довольно трудно, но мы это сделали», — поделилась с газетой «Слово» куратор проекта Катерина Бочавар.
В течение месяца культурный десант программы «Владей Кавказом!» Северокавказского филиала государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО — художники, композиторы, хореографы и перформеры — работали с представителями городских сообществ: студентами Суворовского училища, детскими хоровыми коллективами, школьниками, пенсионерами и небезразличными горожанами. Они включились в творческий процесс, чтобы воссоздать проекты «Аланики».
Большинство произведений создавались в жанре site-specific, что подразумевает непосредственную работу с городским контекстом. Получившаяся выставка обладает самостоятельной ценностью, превращается в тотальную инсталляцию, звучащую и живую, в рамках которой работы трансформируются и приобретают совершенно новые формы.
Звуковая инсталляция «Маршрут» композитора Владимира Раннева переносит зрителя во владикавказский трамвай, следующий от ДК Металлургов до входа в Центральный парк города. Все объявления и названия остановок в трамвае поют на осетинском языке дети из городских хоровых коллективов. Таким образом на время фестиваля композитор решил дать безликому информатору возможность обрести живой голос.
В создании вязаных «граффити» Ольги Божко приняли участие рукодельницы разного возраста и дети с ограниченными возможностями здоровья — это важный момент контакта поколений и разных социальных групп. «Граффити» напоминают коврики и пледы ручной работы и традиционны по своей форме и технике, но нетрадиционны по содержанию. Размещенные в городе, они обращают внимание на болевые точки городской среды, вступают в диалог с жителями, актуализируют связь времен и поколений. В результате, занимаясь знакомым ремеслом, участники проекта приобщаются к современному искусству.
В звуковом лабиринте неподалеку можно услышать музыкально-шумовую инсталляцию «Трансформация шума» Петра Айду: с помощью предметов, сделанных руками владикавказцев, создается музыка, напоминающая звуки воды и ветра, шум леса, щелканье цикад на рассвете.
Работая с детьми, Вероника Георгиева переосмысливает злоупотребление социальными сетями, приводящее к потере общности и живых связей, атрофии вербальной коммуникации. Используя инструменты и механизмы все тех же социальных медиа, она создает групповой видеопортрет: дети фотографируют себя, своих близких, привычные сцены из жизни. Обработанные по специальной технологии, снимки становятся частью мультиэкранной видеоинсталляции: изображения наслаиваются друг на друга, и зрители видят постепенный переход фигуративного в абстрактное — символ процесса работы нашей памяти, индивидуальной и коллективной.
В день открытия 12 апреля состоится перформанс Натальи Пшеничниковой «Голос. Колодец воспоминаний». Композитора, работающую в жанре new сontemporary music, интересуют взаимоотношения человека и его памяти, связь со звуками и песнями, которые вплетены в его жизнь с самого рождения. В основе перформанса — документальный материал: интервью с местными жительницами, записи их песен и воспоминаний. Сэмплированные и связанные в единую композицию, они воспроизводятся с добавлением звукового комментария.
Напомним, что программа XI Международного художественного симпозиума «Аланика» «Владей Кавказом!» вошла в число номинантов на Государственную премию в области современного искусства «Инновация-2018» в категории «Региональный проект». Награждение лауреатов состоится 27 апреля в Театре Наций.
«Слово»