Встреча со священным

Размытые формы, скрытые смыслы, зашифрованные слова. Такой представлена выставка “Встреча со священным” 15-го фестиваля современного искусства “Аланика”. В этом году он посвящен 1100-летию Крещения Алании. Художники из разных уголков страны отразили в своих произведениях свое понимание религии и веры. Автор идеи — критик и теоретик искусства Виталий Пацюков. Он считал, что искусство должно говорить о стремлении к свету, о поисках смысла бытия. 

Ноль

Начинается выставка с инсталляции художника Аллы Урбан “Ноль”. Неслучайно эта работа открывает экспозицию, поскольку ноль — это точка отсчета. 

“По моему представлению, это число сообщает о вакууме, первоначальном отсутствии всего на свете. Этот вакуум несет потенциальную энергию всего сущего, того, что появляется впоследствии. При этом это число как будто одномоментно скручивает все существующее. Эта такая противоречивая цифра”, — сказала Урбан.

Несколько сотен металлических отверстий образуют две спирали, представляя одновременно третью световую раскручивающуюся спираль, подобно игле проигрывателя на виниловой пластинке. Эти световые линии, по словам автора, образуют ветхозаветную “Песнь песней” царя Соломона. 

“Этот первоначальный реликтовый звук породил все существующее и стал началом бесконечно звучащей “Песни песней” Соломона о любви ко всему миру”, — сказала Урбан. 

 

Искусство как религия

Следующая работа — это инсталляция Сергея Катрана, представляющая с собой подвешенные керамические фигуры. В этих символах зашифровано слово “искусство” на нескольких языках. 

“Слово “искусство” с помощью полиглота Вилли Мельникова Катран перевел более чем на 150 языков. При произнесении есть аудиограмма, похожая на кардиограмму, когда ее начинаешь вращать в третьем измерении она дает такую объемную фигуру. Здесь мы видим несколько изображений слова “искусство” на разных языках. Мы видим, что художник фактически своей религией делает искусство”, — сказала одна из кураторов выставки Алина Федорович.

“Молящиеся” Соскиева и “Тайная вечеря” Валиева

Рядом расположилась скульптура Владимира Соскиева “Молящиеся”. Он изобразил осетин, увидевших свет. Это произведение символизирует начало христианства в Осетии, считает куратор выставки Ирина Горлова. В противопоставление работе скульптора — “Тайная вечеря” Захара Валиева. 

“Это очень драматическая Тайная вечеря. Это последняя трапеза Христа. Картина говорит о будущей жертве, которая последует за этим”, — сказала Горлова.

Образ утраченной жизни

Художник Леонид Тишков представил свое видение канонического образа Богоматери Великой Панагии. Он воссоздал из пуговиц знаменитую икону. Для художника путь к божественному началу связан с личной историей. 

“Эти пуговицы он обнаруживает в доме матери после ее смерти. Он всегда думал о том, как быть с вещами, которые остались и хранят в себе память семьи. Художник разорвал так же, как когда-то его мать, одежды на длинные ленты и сплел из них коврики. Такая традиция существует в разных областях. А пуговицы он назвал «частицами утраченной жизни». Одежды изнашивались, а пуговицы срезались и складывались в коробки. Он решил создать из них образ утраченной жизни”, — сказала Ирина Горлова.

Благовещение

Одна из самых пронзительных работ — “Благовещение” Рауфа Мамедова. В образе Архангела Михаила и Девы Марии выступает герой спектакля, посвященного христианскому празднику. Но в качестве актера художник пригласил человека с синдромом Дауна. 

“Неслучайно таких людей называют чистыми сердцем. Они не знают зла, они особенно искренне воспринимают роль, которую играют. Получаются, что наше традиционное понимание Благовещения обретает иной смысл. Как будто оно очищается от всего нашего знания. Мы заново проживаем эту историю, ту весть, которую принес Архангел Гавриил Деве Марии”, — сказала Ирина Горлова.

Алина Федорович в свою очередь отметила, что Архангела Гавриила и Деву Марию неслучайно изображает один и тот же человек. Таким образом Рауф Мамедов хотел показать двойственность Девы Марии, обычной женщины с одной стороны, и высшего существа, с другой. 

Дом Бога и Лестница в небо

Внимание посетителей выставки привлекает светящийся издалека лайтбокс. По замыслу художника Леонида Тишкова, это Дом Бога, попадая в который, погружаешься в полную тьму. 

“Это говорит о том, что мы идем на свет, но на самом деле этот свет находится внутри нас. Эта полная тьма внутри дома помогает нам созерцать и обрести свет”, — сказала Ирина Горлова.

Рядом расположена инсталляция “Лестница в небо” Татьяны Баданиной. Это отсылка к произведению “Сошествие Христа во ад”.

“Перекладинами этой лестницы на пути к восхождению оказываются добродетели, которые писали на иконе “Сошествие Христа во ад”. Там ангелы пронзают лучами ад, на которых написаны добродетели — человеческие чувства, которые помогают поразить тьму и мрак”, — сказала Ирина Горлова.

 

Опрос
Пойдете ли вы на выборы депутатов парламента Северной Осетии?
  • Да
    36%
  • Нет
    64%
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031