
Театральный сезон в Северной Осетии подходит к концу. В Русском и Осетинском закрытие назначено на 28 мая. Вот и получается, в этих театрах в ближайшие две неделе пройдут «предпоследние» спектакли. Немногим дольше будет радовать нас Дигорский драмтеатр, а Театр юного зрителя «Саби» готов трудиться аж до середины июля. Если за прошедшие месяцы вы так и не нашли время посетить спектакли, то есть все основания сделать это сейчас.
Во-первых, весьма насыщенная афиша. Только на этой неделе нас ждет целых две премьеры – комедии «Тетки в законе» в Академическом русском театре и «Ханума» в Дигорском драмтеатре.
Режиссер «Теток в законе» народный артист РФ Вячеслав Вершинин. Сюжет довольно прост: две сестры-пенсионерки живут в доме, оставшемся им в наследство от дедушки. «Дом не простой, а имеющий историческую ценность. Да и находится он в центре города. А такой дом нужен всем: и родственникам, желающим получить за него большие деньги, и финансовым мошенникам, мечтающим облапошить бедных старушек. На этом фоне и развивается сюжет уморительно смешной комедии с забавными приключениями»,- говорится в аннотации к спектаклю. Постановку можно посмотреть в два премьерных дня – субботу и воскресенье, 13 и 14 мая, а также в пятницу на будущей неделе, 19 мая. Начало в 18:00.
«Хануму» на дигорском поставила Элита Секинаева. По пьесе действие происходит в Тифлисе в конце ХIХ века. «Разорившийся грузинский князь Пантиашвили планирует удачно жениться, для чего нанимает известную сваху Хануму, которая нашла для князя невесту по имени Гулико. Другая сваха – Кабато – хочет женить князя на своей кандидатке – дочери богатого армянского купца Микича, Соне. Ханума, желая помешать своей конкурентке и одновременно помочь молодым влюблённым, решает испортить сватовство князя», — так описывает сюжет пьесы «Википедия». Хочется верить, что режиссеру удастся привнести что-то новое в известное произведение, и постановка будет многослойной с интересными решениями. Спектакль пройдет в две ближайшие пятницы, 12 и 19 мая.
Не остался в долгу и Осетинский театр. В пятницу 12 мая пройдет нашумевшая «Фатима» в постановке заслуженного артиста РФ Тамерлана Сабанова. Премьера вызвала самый настоящий ажиотаж и собрала полные залы уже 4 раза.
В субботу Ирон театр приглашает на одноактную трагикомедию «Башня надежды» в постановке Акима Салбиева. Премьера этого спектакля прошла 3 года назад. Тогда после просмотра я пребывала в недоумении. Непонятыми остались и сюжет, и задумка автора, и идеи режиссера. Однако позже пояснили, что «технические причины» помешали сыграть спектакль целиком. В общем для себя решила посмотреть снова и сделать окончательные выводы.
Автор пьесы Освальд Заградник затрагивает актуальную проблему взаимоотношения поколений: молодые желают освободить жилплощадь, отправив деда в дом престарелых. «Но пример многолетней дружбы и истории любви становится для молодых людей уроком, и заканчивается пьеса счастливо»,- говорится в аннотации к спектаклю.
Радует «звездный» состав постановки – заслуженные артисты РФ Тамара Кабанова и Ахсарбек Бекмурзов, народные артисты РСО-Алания Роберт Битаев, Асахмат Айларов, Лактемир Дзтиев, Залина Галаова, а также Марат Скаев и Индира Бацазова.
Противоречивыми отзывами известна также «Коробка конфет» постановки Марата Мерденова. Уникальность этого спектакля в том, что пьеса написана нашим современником, драматургом-осетином Асахматом Айларовым. Это тот случай, когда театр работает «с чистого листа», а зрителю предстоит понять, где здесь задумка автора, а где – режиссерское решение.
В последнее время таких постановок стало очень мало. Причина проста – отсутствует современная национальная драматургия. Почему минкульт никак не работает в этом направлении, не стимулирует молодых авторов писать для родного театра – один из сотен других риторических вопросов в адрес этого ведомства. Хотя, на мой взгляд, современные национальные постановки – это именно то, чего не хватает нашим театрам. Классику мы переводим прекрасно, ставим ее замечательно (кстати, бытует мнение, что при наличии доступа в интернет ставить классику очень просто), но хочется, чтобы театр делал полный круг – от авторской пьесы, до рецензий в прессе.
Вот тогда можно будет говорить о процветании нашей театральной культуры.
Элина Сугарова