Годовой отсмотр с Тамерланом Тегаевым

Подводить итоги всегда нелегкая задача, если только вы не какой-нибудь преуспевающий коммерсант или того лучше министр какой-то передовой отрасли хозяйства. Дела  весь год шли неплохо, и вот теперь предстоит самая приятная процедура – подбивание бабок, так сказать.

В моем случае задача подведения итогов киногода явно представляется мне не совсем простой. Я даже почесал затылок, получив задание. Во-первых, критик из меня, сам понимаю, так себе. Во-вторых, я себе самому иногда напоминаю голосящего на протяжении не одного десятка лет с мировых рок-сцен Яна Гиллана, который чуть ли не в каждом интервью не преминет заметить, что музыку любит не очень. Я, конечно, далек от профессионализма рок-звезды, но поработав в кино (думаю, к тому, чем занимаются люди на наших площадках, вряд ли применим этот термин, но об этом как-нибудь в следующий раз), сам не раз повторял в сердцах, что кино не люблю. Но чего не скажешь в сердцах, а все же каждый выходной по привычке ноги сами приводят меня в кинозал. И именно этот момент удивляет меня больше всего. А еще возникает недоумение от того, что взглянув на длиннющий список просмотренных картин, не то что отметить, вспомнить, о чем был тот или другой фильм, могу с большим трудом. Дело, на мой взгляд, не в старческом неприятии нового взгляда на киноискусство, а скорее в том, что искусства в нынешнем кино все меньше, а аттракциона все больше. И все же было несколько фильмов, которые я для себя отметил. О них и расскажу.

Нелюбовь
Нельюбовь

Начну, пожалуй, с отечественной работы.
Картины, которую не сопровождали до самого выхода на экраны всевозможные скандалы, судебные разбирательства и поджоги кинотеатров, выглядевшие ярко выраженной пиар-акцией для привлечения зрителя, как в случае с «Матильдой», или помпезно-патриотические рекламные кампании для псевдоисторической чуши, показанной нам в «Викинге».
«Нелюбовь» Звягинцева, на мой взгляд, лучшее отечественное кино десятилетия. История развода семьи, в которой оба супруга в порыве начать жизнь с чистого листа не замечают, какую травму наносят своему ребенку отсутствием внимания, а порой и полным пренебрежением, не является из ряда вон выходящей. К сожалению, она настолько обыденна, что встречаясь с ней в реальности, зачастую мы просто не замечаем того пронзительного драматизма, который присутствует в фильме. Затянутость сцен и медленное развитие сюжетной линии не только не портят общую картину, но создают щемящее ощущение безысходности.
Надо отметить, фильм Андрея Звягинцева тяжелый, а временами очень мрачный. Но от режиссера «Левиафана» и «Возвращения» ожидать чего-то светлого и радужного в картине с названием «Нелюбовь» вряд ли стоит. А вот что с избытком присутствует в этой картине, так это как раз нелюбовь во всех проявлениях. От нелюбви мужчины и женщины до нелюбви родителей к своим детям. Нелюбовь и равнодушие — тяжелый недуг нашего общества, и вопросов, что с этим делать, после просмотра остается больше, чем ответов. Одно несомненно – любовь, так же, как и нелюбовь, взращивается в человеке с самого детства. Взращивание любви процесс куда более трудоемкий, нежели  вскармливание равнодушия и эгоизма. Стоит ли удивляться, что все чаще и чаще мы сталкиваемся не с любовью, а проявлениями нелюбви. Надо отдать должное режиссеру, он не боится доверять своему зрителю. Все, о чем он говорит, а говорит он порой подчеркнуто жестко, —  талантливо и глубоко. И хотя может создаться впечатление, что надежды автор не оставляет, задуматься после просмотра фильма однозначно приходится.

Выстрел в пустоту
Выстрел в пустоту

От сумы и от тюрьмы, как говорится, не зарекайся.
Очередная работа Рика Романа Во, специализирующегося, как правило, на криминальных драмах (небезуспешно, стоит вспомнить его «Стукача» и «Преступника»), скорее всего вдохновлена именно этой русской поговоркой. Низкобюджетное, практически авторское кино, созданное независимой студией, конечно же, не составило конкуренции мировым блокбастерам типа «Стражей галактики» и очередных, господи прости, «Трансформеров». Более того, даже такой любитель «другого кино», как я, попал на просмотр случайно. Надо было убить пару часов, а «Стражи галактики» или что-то еще в этом духе, с недавних пор вызывают легкую тошноту. Перекормил «Марвел», чего уж там говорить. Одним словом, поставил на темную лошадку и не прогадал.
По моему мнению, это точно самая лучшая криминальная драма за последние лет пять-семь. Подкупает, в первую очередь, авторская подача. Каждая сцена, каждый кадр снят с невероятной правдоподобностью и профессионализмом. Диалоги, актерская игра, грим, работа художника и оператора — все на высоте и все подкупает своей жестокой правдивостью. История, конечно, не нова, но в картине она поражает смысловой нагрузкой, силой и масштабностью человеческого характера, поставленного перед выбором. Да, от сумы и от тюрьмы…
По сюжету довольно успешный офисный клерк, живущий со своей семьей безмятежной жизнью, и не полагает, какую каверзу готовит судьба-злодейка. Жизнь счастливчика и его семьи идет под откос после стаканчика алкоголя за рулем, который и приводит к катастрофическим последствиям. В тюрьме главный герой, которого великолепно сыграл звезда «Игры престолов» Николай Костер-Вальдау, оказывается перед выбором: либо стать зверем, либо жертвой. Герой выбирает первое. Первоначальный небольшой срок превратился в многолетнюю отсидку. Криминальная иерархия диктует свои законы, и ему приходится окончательно переступить через себя, совершив убийство. Фильм очень мужской. Не потому что изобилует сценами жестокости. Отнюдь. Картина говорит об ответственности мужчины за свою семью, о стержне в характере, который даже в звериной стае оставляет шанс не потерять себя окончательно. Даже став другим человеком, приняв новые жизненные принципы и понятия, герой остается преданным своей семье. Остается преданным, несмотря на то, что семья отворачивается от него, считая зверем.

Бегущий по лезвию 2049
Бегущий по лезвию 2049

Долгожданное продолжение культового полотна Ридли Скотта 1982 года «Бегущий по лезвию».
Для кого как, а для меня действительно долгожданное. И несмотря на весьма скромную кассу (фильм едва отбил вложенные в него миллионы), картина Дени Вильнёва потрясающа. В оправдание можно, конечно, вспомнить, что предыдущий «Бегущий» имел куда более драматичную судьбу. Однако относительный кассовый провал не помешал фильму быть обласканным критиками, Ридли Скотту получить выгодные контракты, а актерам Харрисону Форду и Рутгеру Хауэру получить статус культовых актеров.
Но «Бегущий по лезвию 2049» не нуждается ни в каких оправданиях. Это кино самой высшей пробы. Несмотря на кажущуюся затянутость и мрачность, картина поразительным образом не позволяет оторваться от экрана, оставляя странные ощущения от увиденного.  Фильм то завораживает видами бесконечных, мертвых, залитых дождем или покрытых снегом пейзажей, то погружает в нечто сходное с клаустрофобией, когда вдруг оказываешься в мрачных катакомбах, существующих то ли в подсознании героя, то ли в реальности. Что в принципе не имеет особого значения.
Краткого  пересказа сюжета не получится. Во всяком случае я не берусь. Да и стоит ли? Это надо увидеть самому. Потрясающее зрелище, наполненное навязчивыми вопросами о человечестве. Человек или машина? Имеет ли место связь между машиной и человеком? Обладает ли машина подобием души и сколь холодны и бездушны могут быть сами люди?
Отмечая актерскую игру, отдельно хочется отметить Харрисона Форда. Есть еще порох в пороховницах у старика. Появившись в финальных двадцати минутах, он так перетягивает одеяло на себя, что перестаешь замечать в сценах  и Джареда Лето, и Райана Гослинга. Хотя оба актера своей игрой вносят немалый вклад в концептуальность всего фильма. Вряд ли я обладаю полнотой знаний для критичной оценки этого эпичного полотна. К тому же для окончательной оценки должно пройти некоторое время. Однако, если делать вывод по моим личным ощущениям, это безусловно шедевр.

Сплит
Сплит

В основе киноленты режиссера Маноджа Нелльятту Шьямалана лежит реальная история Билли Миллигана, который страдал не раздвоением и даже не растроением личности, а куда хуже.  Миллиган носил в себе 23 личности.
Для кино это непочатый край идей и возможностей. Надо отдать должное создателям фильма: за относительно небольшой бюджет им удалось снять вполне достойный триллер, который держит в напряжении до последних минут. Вся история начинается с дерзкого похищения трех школьниц с многолюдной парковки. Очнувшимся в закрытом помещении девочкам предстоит общение с владельцем двадцати трех ликов страха. При этом личности, сменяя друг друга, ведут себя не просто по-разному по отношению к пленницам и психотерапевту, которого периодически посещают, по сути это абсолютно разные сущности, меняющие даже общее тело физически. Появляясь перед девушками, они доводят до сведения, что дожидаются 24-ю личность, которая скоро явит себя миру в личине зверя. Хватит ли душевных и физических сил заложницам, чтобы найти нечто роднящее все личности, и подобрать ключ хотя бы к одной из них, чтобы избежать встречи со зверем?
Актерскую игру Джеймса Макэвойя можно охарактеризовать фразой «высший пилотаж». Огромный талант и харизма, помноженные на полную самоотдачу, и жесточайшие эксперименты по перевоплощению в самых разных демонов душевнобольной личности достойны «Оскара». И вообще, каждый из воплощенных им образов достоверен  и убедителен настолько, что достоин отдельной награды.  Жаль, что те, кто раздает награды, в последнее время руководствуются другими критериями оценки. Одним словом, авторам несомненно удалось  без единого спецэффекта создать отличный хоррор.

Тамерлан Тегаев

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
16171819202122
23242526272829
30      
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031