Три фильма о любви от Петровича

«Почему ты не пишешь о любви?» — спросила меня много лет назад одна красивая девушка. Мы учились на втором или третьем курсе училища искусств (не суть дела), а там, как известно, обучался народ по большей части талантливый.

К этой талантливой части отнести себя не очень получалось. Учился посредственно, ну и играл скорее всего также. Когда вокруг музыканты, владеющие музыкальными инструментами если не виртуозно, то во всяком случае гораздо лучше тебя, произвести впечатление очень нелегко. А ведь хотелось. И в первую очередь, да и во вторую в общем-то тоже, произвести впечатление хотелось на девушек. Я писал стихи и мне, наивному болвану, казалось, что достаточно хорошо. Слава Богу, этот период моего, так сказать, творчества быстро закончился. Ну так вот, на вопрос почему я не пишу о любви, я честно признался, что для этого нужно иметь талант Пушкина, коим я, к сожалению, не обладаю. Любовь, на мой взгляд, — это более чем просто чувство, более чем страсть, она непостижимее, чем электричество и химия, возникающая в нас. И управлять-то этим неизвестно как, куда уж там понять, а уж тем более облечь в словесную оболочку. Это нечто неуловимое, соприкоснувшись с которым ощущаешь искорку чего-то большего и более прекрасного, чем ты сам. Раздувая из этой искорки пламя страсти, часто не замечаешь, как сгорает то неуловимое и необъяснимое, что делает нас светлее искреннее, и в тоже время уязвимее. Мне кажется, это то состояние, в котором мы все рождаемся и которое теряем, соприкоснувшись с рациональностью материального мира. Надо признаться, я и сегодня не обладаю толикой таланта Александра Сергеевича, чтобы говорить о любви, ну да не беда. Все то, о чем я так неуклюже попытался сказать, есть в трех фильмах о любви, о которых пойдет речь далее. Снятые в разное время разными режиссерами картины, по-моему, говорят об одном: любовь — это дар, и не важно, как долго она продлится и какие последствия будет иметь. И еще: во всех трех фильмах практически отсутствуют так называемые откровенные сцены, так что любителям погорячее, скорее всего, будет скучно. Это кино подкупает другим: нежностью, добротой, грустью, пронзительной искренностью любовного настроения.

Любовное настроение

Любовное настроение 2000 г. Вонг Кар-Вай

Герои фильма, который получил в том же году аж две «пальмовые ветви» на кинофестивале в Каннах, — мужчина и женщина, снимающие соседние комнаты в доме одного из гонг-конгских небогатых районов. Любовные чувства разгораются в них при весьма странных, на первый взгляд, обстоятельствах. Су и Чоу, так зовут героев, узнают о неверности своих супругов, причем изменяют они именно с супругами героев. Желание уличить и отомстить незаметно для Су и Чоу перерастает в увлеченность друг другом, а затем и в большую любовь. Вот такой вот странный любовный четырехугольник. «Мы не будем такими, как они,» — произносит Чоу, пытаясь сопротивляться нахлынувшим чувствам. Хватит ли им для этого сил? Стоит ли вообще сопротивляться? Может просто, махнув рукой на нормы общественной морали, погрузиться в океан безбрежной любви? Изначально Кар-Вай собирался снимать фильм в Пекине (картина должна была называться «Лето в Пекине»), но власти усмотрели в сценарии нечто крамольное для коммунистического общества, и съемки были перенесены в Гонг-Конг. Отсутствие откровенных сцен режиссер мастерски компенсировал романтическим гламуром пятидесятых. Обтягивающие фигуру платья, романтические письма, сигаретный дым, ночные прогулки по узким улицам, объятия украдкой под чужими балконами. Несмотря на всё это, фильм нисколько не смотрится слащавым. Вонг Кар-Вай как бы задает вопрос, стоит ли предаваться безумству любви, не рассчитывая на результат, и сам же отвечает. Ну а что отвечает, каждый решит сам, посмотрев или пересмотрев фильм.
Трудности перевода

Трудности перевода 2003 г. София Коппола

«Изумительный фильм не для всех», — так охарактеризовал мне приятель этот фильм после просмотра. И действительно, несмотря на всю свою емкость, душевность, тонкий юмор, великолепную игру Скарлетт Йоханссон и Билла Мюррея, фильм, по моему разумению, не снискал среди зрителей должного внимания. Несмотря на восторженные рецензии критиков и огромное количество наград вплоть до «Оскара» за лучший сценарий, зрительских симпатий картина получила незаслуженно мало. А зря. Скорее всего, это произошло отчасти потому, что мы все привыкли к шаблонным схемам повествования любовной истории, а отчасти потому, что преподнесли ее изначально как комедию. И хотя, как я уже говорил, что юмора в фильме достаточно, это драма. И драма непростая. София Коппола как режиссер вне всяческих похвал. На первый взгляд, в фильме не происходит ничего незаурядного. Токио. Здесь в дорогом отеле встречаются молодая девушка и уже немолодой телеведущий. Познакомившись они отправляются на прогулку по городу, где попадают в разные истории, будто бы незначительные, но помогающие обрести веру в себя. Может показаться, что не произошло ничего существенного, однако это не так. Невозможно не проникнуться чувством взаимного притяжения и удивительного душевного родства героев, которое обнаруживается по мере их общения. Кажется, вот-вот это все перерастет в нечто большее, нежели дружеское расположение, и это заставляет до самой финальной сцены ждать и находиться в некоем напряжении. Очень хочется согласно той же шаблонной схеме хеппиэнда, но фильм ведь в этом плане нешаблонный. После просмотра возникает вопрос у мня во всяком случае: а осталась бы в случае хепиэнда магия недосказанной волшебности?
Три тополя на плющихе

Три тополя на Плющихе 1968 г. Татьяна Лиознова.

Фильм легендарной создательницы экранного Штирлица о нежности, о том, что влюбленность может настичь человека, казалось бы, в самом неподходящем для этого месте. О том, как может преобразить и открыть сокрытую в глубине души истинную красоту человека случайная мимолетная встреча. Для меня этот фильм является одним из лучших произведений советского киноискусства. И не только благодаря режиссуре признанного мастера. Образы, созданные Татьяной Дорониной и Олегом Ефремовым, настолько органичны, честны и откровенны, что погружают в свою историю с головой, не давая возможности оценивать происходящее, как лицедейство. Все взаправду и по-настоящему. Вот деревенская женщина с неподъемным чемоданом и смятым рублем, зажатым в ладошке, а вот таксист, колесящий по московским улицам двадцать лет. А вот минуты счастья. Минуты влюблённости, которые накрывают обоих. Знала ли героиня, прожив со своим мужем не один год, что счастье и любовь могут быть другими? Более нежными, более чувственными, более глубокими? И ЧТО такое счастье? Природная чистота души не дает ей увидеть того, что герой Ефремова понимает сразу и о чем молчит весь фильм: нечто неуловимое, соприкоснувшись с которым ощущаешь искорку чего-то большего и прекрасного, чем ты сам. Героиня поймет позже. Уже в деревне с мужем, услышав по радио пронзительно-грустные строчки из любимой песни.

Опустела без тебя земля,

Как мне несколько часов прожить,

Так же падает листва в садах,

И куда-то всё спешат такси.

Только пусто на земле одной без тебя,

А ты, ты летишь и тебе

Дарят звёзды свою нежность.

Тамерлан Тегаев

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
2728293031  
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031