Три фильма от Ридли Скотта. Обычно выбираю фильмы по настроению, ну вот добрался и до него. И не потому, что это мой любимый режиссер и что настроение ридлискоттное, а потому что попросили. Но если быть честным, не попросили, а попросил. Один человек. Если исходить из того, что интересуются этой колонкой, на мой взгляд, читателей двадцать, а может, и того меньше, то один человек в процентном соотношении – это не так уж мало. Раз просит человек, значит уважим.
И хотя, как я уже говорил, Ридли Скотт не является моим любимым режиссером, нельзя не отдать должное его таланту. Режиссер, конечно, выдающийся. Безусловно я не могу претендовать на лавры кинокритика и прекрасно понимаю, что для этого у меня нет ни специального образования, ни опыта. Мои обзоры – это всего лишь заметки любителя кино, которому повезло поделиться своими пристрастиями. Ну после такого небольшого лирического отступления начнем.
Исходя из вышесказанного, у меня своя градация всех режиссеров. Все по полкам. Есть полка с классиками: Феллини, Бертолуччи, Годары с Бенуэлями, Бергманы и Вайды, Скорцезе и Кубрики, Эйзенштейн с Бондарчуком, Сергеем естественно. Думаю, понятно, о чем идет речь. Есть полка с любимыми, не потому что они лучше следующей полки, о которой буду говорить, а потому что просто любимые. Братья Коэны, например, Джим Джармуш и Уэс Андерсон. Мне кажется, что их взгляд на мир удивительным образом совпадает с моим. Если б я умел снимать кино, наверное, снимал именно такое.
Следующая полка принадлежит тем, кто знает, как снимать качественное кино, кто умеет снимать, у которых стоило бы поучиться многим нашим «кинодеятелям». К классикам пока не относятся, но шляпу перед их мастерством я однозначно снимаю. Квентин Тарантино, Джон Ву, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Кристофер Нолан, Вим Вендерс, Люк Бессон. Бессмысленно перечислять всех – полка очень большая.
Есть, конечно, полка с великими экспериментатора
По моему мнению, самыми лучшими в его фильмографии остаются три первых фильма. И хотя по сравнению с последующими бестселлерами кассу они сделали несравнимо меньшую, зато в них не просматривается явный соцзаказ, воспевающий феминизм («Тельма и Луиза», «Солдат Джейн»), или гимн масонству («Робин Гуд»). В ранних картинах мы еще можем увидеть другого режиссера. Более искреннего, более глубокого, ищущего и сомневающегося. Все то, что он растерял, на мой взгляд, став признанным, кассовым, маститым любимцем Голливуда. Три фильма, в которых автор изначально заявил о себе как о самом разностороннем режиссере. Ридли Скотт показал, что ему подвластен любой жанр, будь это космический хорор, фильм в стиле киберпанк или психологическая драма. Эти три фильма значимы еще и потому, что в них режиссер подарил зрителям Харви Кейтеля, Сигурни Уивер и Рутгера Хауэра. Актеров, которые впоследствии стали знаковыми и даже культовыми, одно имя которых привлекает зрителей к экранам.
Дуэлянты 1977 г.
Живая, яркая история о противостоянии двух офицеров французской армии 19 века. Длится вражда на фоне наполеоновских побед и поражений аж целых 16 лет. Нескончаемая дуэль героев Харви Кейтеля и Кита Керрэдайна, возникшая из-за нелепой ситуации, преследует их на протяжении всего фильма. Военные походы, лишения и страдания, баталии — все отходит на второй план и становится менее важным, нежели понятия чести и отваги для одного и неуемной жажды мести для другого. Фильм изобилует прекрасными пейзажами и натурой для съемок, а великолепная игра актеров позволяет автору пронести напряжение, доведенное до предела еще в первой дуэли, до самой финальной сцены. Развязка и размышления героя Харви Кейтеля заставляют задуматься о вечном противостоянии долга и чувства собственного достоинства. Для творческого дебюта картина, конечно, вне всяческих похвал. Это оценило и жюри Каннского кинофестиваля, наградив режиссера главным призом за лучший дебют. Неплохо бы посмотреть это кино в преддверии 23 февраля нашим будущим защитникам отечества, дабы иметь понятие об истинной доблести и чести.
Чужой 1979 г.
Помнится, как в далеком 79-м или в 80-м , я случайно попал на закрытый показ нескольких зарубежных картин, устроенный местными партийными властями для, так сказать, работников идеологического фронта. Работники долго обсуждали разрушительное значение для сознания нашей молодежи от просмотренных картин, уж и не помню каких именно, и совершенно проигнорировали фильм, который меня лично заставил вжаться в кресло и чувствовать себя мышью, перед завораживающим танцем смерти королевской кобры. Снятый, как я уже говорил, в 1979 году, «Чужой», стал прорывным в жанре космической фантастики, породив массу последователей, до сих пор продолжающих бороздить просторы жанра и создавать на экране бесчисленное количество жутких существ-пришельц
Бегущий по лезвию 1982 г
Да, конечно же, потом будет и «Терминатор», и «Джонни Мнемоник», и «Странные дни», и «Матрица», но «Бегущий по лезвию» — первый. Ридли Скотт еще тогда, в начале восьмидесятых нащупал золотую жилу киберпанка, до него практически не используемую в кинематографе. Сюжетная линия противостояния человека и созданного им репликанта, который вдруг обретает самосознание и отказывается подчиняться человеческой воле, очень часто используется в наши дни. В «Бегущем» явно прослеживается влияние древних мифов. Создатель для репликанта тот же бог. Но человек, создавая искусственный разум, как правило, не осознает, что наделяет машину набором собственных чувств и ощущений. Человек не хочет понимать, что созданная им машина может любить, страдать, ненавидеть и отказываться умирать. Фильм подкупает тем, что несмотря на простоту сценария заставляет задуматься над очень важными ценностями. Что касается визуального ряда, то удивляет своей безукоризненност
Тамерлан Тегаев