
В Северной Осетии с сентября этого года, как и в других регионах страны, появятся стандарты для инклюзивного образования. Согласно новым правилам, дети с особенностями развития будут учиться в общеобразовательных школах. Сейчас готовится техническая и кадровая база – для особых детей необходимы особенные условия обучения. Меняться должен сам процесс уроков. Переход должен быть плавным, от системы образования не ждут мгновенного введения новых стандартов.
Ребята только готовятся к обучению в обычных классах вместе с остальными детьми. Сейчас они привыкают к школьной обстановке, учатся работать с преподавателем. Именно так, маленькими шагами, внедряется инклюзивное образование. Во владикавказской школе-интернате обучаются ребята с двигательными нарушениями. Таких, особенных детей здесь 36. В классе обязательно два педагога – воспитатель и предметник. Такая адаптация проходит год, и только после этого ребята начинают ходить в первый класс. Программу инклюзивного образования здесь начали 8 лет назад.
«Эти дети влились в общеобразовательные классы. На сегодняшний день, как благодарны родители детей с особыми возможностями здоровья, так и родители здоровых детей. Потому что они замечают, что дети становятся добрее, дети становятся внимательнее друг к другу», говорит заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната Луиза Кайтова.
А вот в 1-й школе программа инклюзивного образования реализуется всего год. Здесь уже есть один совместный класс, где обучаются три ребенка с нарушениями аутистического спектра. Ева Колиева – одна из особенных детей. При этом у девочки самая высокая успеваемость в классе. Сложнее для нее было найти друзей в новом коллективе.
«Дети сперва оглядывались, потому что им было непривычно. Наши дети, они немного по-другому себя выражают. Если сказать они не могут, что человек им просто понравился, они хотят дружить, могут просто крепко обнять, дети пугаются, но буквально недели через две это просто ушло, и общение идет здоровое», рассказала мама Евы Оксана Макеева.
Отдыхают дети в специальном помещении. Ребенку с аутизмом очень сложно несколько часов подряд участвовать в процессе обучения, поэтому здесь, вместе с педагогом-психологом, дети получают разгрузку.
Работа с каждым ведется по индивидуальной программе, говорят педагоги. Для этого необходимы материальные условия: доски, книги со шрифтом Брайля, компьютеры со специальной клавиатурой, даже отдельное место, где ребенок с особенностями развития может уединиться. Это только часть требований федеральных государственных образовательных стандартов. Они начнут действовать уже в сентябре этого года.
«В стандарте прописаны все необходимые материально-технические, педагогические требования, дополнительное образование. Все, что касается самой программы, все необходимые условия для обучения различных детей, с различными особенностями», заявила руководитель республиканского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования при Минобре РСО-Алания Алена Рамонова.
База для инклюзивного образования – программа «Доступная среда». Сейчас она применяется в 20 образовательных учреждениях республики, где, в общей сложности, обучается 143 ребенка с особыми возможностями здоровья.
ГТРК «Алания»