Истинные и остальные

Время неумолимо. Затасканная фраза, которую я никогда не озвучивал и относился со снисходительной иронией, в последнее время все чаще и чаще всплывает в сознании. И дело, думаю, не в том, что собственные годы перевалили за пятидесятилетний рубеж, хотя это и немаловажный фактор. Неумолимость времени, на мой взгляд, заключается в том, что оно меняет до неузнаваемости все твое окружение. Улицы и площади твоего любимого города перестают быть теми местами, на которых ты видишь себя, глядя на старые фотографии. Все меньше и меньше знакомых людей встречаешь у дома, в котором прошло детство. У школы, где получил какие-то знания и приобрел парочку друзей, тех, которые на всю жизнь. Все  мое окружение меняется, и естественным образом меняется вместе со мной. Ах, где же тот пацан, с хитрым прищуром высовывающий на пожелтевшем фото свою лысую голову из-за спины деда. Да уж, остался во времени, где все ему было ясно и понятно. Конечно же, то, что с годами не становишься моложе и здоровее и что привычные для тебя вещи со временем перестают быть актуальными, явления не самые приятные, однако и не столь уж удручающие, чтобы на них зацикливаться. Удручает и настораживает другое.

Что-то  происходит с самосознанием и мироощущением моего этого окружения. И это что-то неумолимо меняет не только внешний облик места, где я прожил пять десятков лет, но в первую очередь облик моего народа. Такое впечатление, что нас всех уже не интересует благосостояние и духовность наших собственных семей. Все чаще и чаще встречаешь так называемых, борцов за возрождение нации, которые считают своим святым долгом  ставить вопрос перед каждым представителем народа, является ли он истинным осетином? Причем этот вопрос стало уместно поднимать при каждом удобном и неудобном случае, упоминая на каждом шагу об арийских корнях народа, о великой истории, о предках, которые владели территорией чуть ли не от Тихого океана до Балтийского моря, а порою даже о каком-то космическом происхождении пращуров нашего народа. Ну да, почему бы и нет?  Шумеры, как известно, эллины, опять же, они ведь не стеснялись своего космического происхождения. Ну а нам-то сам Бог велел. Следуя этой логике, не ту нацию скорее всего называют избранной. В наших-то генах такой код космический зашифрован, что если его расшифровать, тысячелетний период благоденствия будет нам обеспечен. Но не всем, а скорее всего, только избранным, ну или истинным. Это как кому угодно.

Боюсь, многие из нас не попадут в это список.  С языком у многих не очень (что, на мой взгляд, конечно же является проблемой). Застольный этикет не на высоте. Количество и порядок сорока девяти тостов народ запомнить не всегда может, а поэтому порой путается. Танцевать не можешь, ну не дал бог сноровки, придется посторониться. Истинный должен уметь не хуже Сослана станцевать на чаше. Это даже в кодексе аланской чести прописано. Прям слово в слово: «Не считай Себя осетином (аланом), пока не усвоишь языка, обычаев, песенного и танцевального искусства своего народа». Правда кодекс чести осетина (алана) удивительным образом совпадает с монголо-бурятским кодексом, но разве это имеет значение. Скорее всего, с точки зрения настоящих осетин (алан), это они позаимствовали у наших предков, а мы просто вернули обратно. Отдельной статьей идет вопрос традиций. Не соблюдаешь традиций двухсотлетней давности, не совершаешь обрядов того же времени, значит нет тебе места в рядах будущего сверхчеловека осетина (алана). Одни словом, имеется целый свод условий, по которым многих не признают настоящими.

Эх, знал бы раньше, что все так обернется, разве бы стал делать себе татуировки, носить длинные волосы, играть на гитаре и называть себя рокером. Надел бы черкеску, или пиджак с оленями на худой конец, станцевал бы, как полагается, симд вокруг святилища, тогда может быть был бы шанс стать истинным. А теперь-то что? Придется оставаться простым осетином. Хорошо хоть язык знаю, а то, боюсь, и этого звания лишат.

Гляжу я порой на фотографии  родичей и думаю вот о чем, у меня нет ни одной карточки, где бы они были в национальной одежде. Вот мой дед в брюках галифе и сапогах, на голове сталинская фуражка, а вот мама с короткой модельной стрижкой и в модной блузке. Отец в кепке «аэродром». Ну нет ничего такого во внешности, что бы связывало с предлагаемым для настоящих осетин, дресс-кодом. Интересно, будь они живы, могли бы они рассчитывать на звание настоящих? Скорее всего, они не нуждались в этом звании. Они были осетинами и не думали о том, что для этого, оказывается, нужно принять ряд условий. Придерживаться, к примеру, определенных верований. Не думаю, что они были особо религиозны. Хотя Богу конечно три пирога делали и барана резали по праздникам, однако я никогда не слышал от них о богоизбранности нашего народа и о какой-то особой миссии. Более того дома мы говорили на дигорском, с соседями на иронском, но если в компании появлялся человек другой национальности, переходили на русский. Никто не видел в этом проблему и не предлагал конечность Гулливера за пазуху тому, кто не понимает. Родители сами решали, какими должны быть осетинские дети.  Какое кино они могут смотреть и какие танцы танцевать, какие прически носить и какие вещи надевать. Что для осетина является предметом гордости, а что постыдностью тоже решали без указок «стыр ныхаса» или «тархона», которые сегодня понадобились для духовного возрождения нации.

Может, я чего-то не понимаю, но меня волнует вопрос, почему «стыр ныхас» не занимается вопросом мздоимства чиновников, произволом в судебной и правоохранительной системе. Почему уважаемых представителей общественной организации не интересует, к примеру, состояние сельского хозяйства или чудовищные условия для ведения мало-мальски честного бизнеса? Не испанцы же и не китайцы в конце концов в этих отраслях, а наши соотечественники. Или вопросы проведения осетинских мероприятий важнее качества жизни тех, о нравственном величии которого они пекутся?  Так же и о «тархоне» хотелось бы услышать пояснения. Кого и за что будет судить этот страшный суд? Если ворье на всех уровнях власти, то я за. Но если скатится до запрета кальянов и осуждения нарядов молодых владикавказок, то будет досадно. Опять же интересно, какими полномочиями будет обладать этот суд? Каковы механизмы деятельности этого органа? Сможет ли он, к примеру, отменить решение мирового судьи. Если да, то перспективы открываются интересные. Хотя, кто ж позволит?  В правовом поле РФ находимся. А еще вот что. Есть у меня товарищ, который очень достойно воевал за нашу землю и в 92-ом и 2008-м. Так случилось, что не говорит он на родном языке. Зачтется ли ему это, когда осуждать начнут, и кто в этом случае судить-то его будет? Может, судью из-за границы выписать, из тех, которые оттуда наблюдали за всеми перипетиями. Им-то со стороны виднее…

Хотя, что до моих неразумных рассуждений тем, кто озабочен выведением сверхчеловека? Тут у нас задача поглобальнее. Спасти бы генофонд. Евгеника, так сказать, актуальна как никогда. Сверхчеловекам к тому же отдельные гимназии необходимо открывать. Чтобы училась и постигала будущая элита в условиях более достойных, нежели остальные сверстники. Вот только будут ли они понимать свой народ, встав через какое-то время у руля? А о том, что встанут, сомневаться не стоит. Ведь для того-то их и готовят. И  что делать в таком случае с остальными детьми, у которых череп не той формы и цвет глаз не тот, в конце концов, и родители не те, которые в нынешнем тренде?  Перспективы, как говорится, не радужные. Интересно заботит ли это представителей вышеуказанной организации, или представителей власти в красивых черкесках?

Для того, чтобы это заботило, одного знания языка маловато. Нужно иметь хотя бы еще отзывчивое сердце, коим правящий класс и стремящиеся влиться их ряды представители некоторых общественных организаций, к сожалению, по-моему, не обладают. Да и зачем об этом думать? Чего доброго еще и действовать придется. А там непредсказуемые последствия не за горами. Вдруг землей делиться придется, не дай Господь, капиталами, нажитыми непосильным трудом, должности дать кому-нибудь не из ближнего окружения. Так ведь и без своего кресла можно остаться. Нет уж, лучше сегодня озаботиться достойным окружением из сверхлюдей, готовых скинуть в пропасть всех задающих неудобные вопросы, обвинив в недостойности звания истинного и настоящего осетина. Благо и суд для недостойных уже на подступах.  А пока весь этот механизм можно проверить на неугодных артистах или неугодных памятниках. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не задавало вопросов. Почему, например, уж который год республика по экономическим показателям плетется в хвосте списка регионов? Пусть лучше с памятниками воюет. Вместо просмотров сомнительного кино пусть расовое превосходство одних народов над другими обсуждают.  Если нет достижений сегодняшнего дня, которыми можно было бы гордиться, пусть гордятся принадлежностью каким-то особым гаплогруппам и воинскими достоинствами далеких предков. А там глядишь и до пивного путча недалеко. Господи огороди, что это я несу!? Хотя, именно так обычно все и начинается. Примеров тому предостаточно.

Время действительно неумолимо. Оно стирает из памяти воспоминания о периоде в нашей истории, когда осетином считался тот, кто считал себя осетином, и подвигом ради своего народа считалось не знание языка (это было естественным) и застольного этикета, а реальные деяния на поприще науки, культуры и спорта.  Время стирает из памяти период, когда мы не спрашивали друг друга, какому Богу покланяемся и каких традиций придерживаемся. Мы жили в многонациональном городе и уважали друг друга, даже не предполагая, что это будет вписано в кодекс аланской чести особым пунктом: «Никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ — это дар божий». Нас этому учили наши отцы и деды.

А закончить хотелось бы обратившись к высокопоставленным радетелям возрождения фразой из того же кодекса: «Величие алана (осетина) никогда не измерялась богатством. А лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества». Хочу подчеркнуть – всего Отечества, а не избранных представителей.

P.S. Что же касается состояния родного языка, который, несомненно, является нашим богатством и великим достоянием, то хотелось бы повториться еще раз, тем, кому не безразлична эта проблема, пусть сходят в магазин и купят хотя бы одну книгу современного осетинского автора. Ибо благодаря им, в том числе, наш язык все еще остается на плаву.

Тамерлан Тегаев

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031