Тема Беслана и теперь, спустя много лет, продолжает будоражить умы политиков и простых людей, депутатов и глав регионов, президента и СПЧ. Одни искренне переживают и стараются помочь, другие ищут в этом городе помост для политического пиара.
На фоне непрекращающегося перетягивания одеяла на себя в деле о выделении из федерального бюджета средств для обеспечения пострадавших необходимой медицинской помощью и реабилитацией этой темой заинтересовалась редакция «Абон».
Вся информация взята из открытых источников.
Неоспоримо, что 125 млн рублей на материальную поддержку пострадавшим в бесланском теракте из федерального бюджета выделено Распоряжением премьер-министра Михаила Мишустина от 16.11.2020 №3002. Этим документом он внёс изменения в Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 г. №2980-р «О перечне мероприятий социально – экономического развития РСО-Алания, подлежащих реализации в 2018-2025 гг. в приоритетном порядке».
Перечень в новом распоряжении Михаила Мишустина состоит из 64 мероприятий, из них 38 – по Беслану. В том числе и оказание высокотехнологичной медицинской помощи, реабилитации и предоставление санаторно-курортного лечения гражданам, пострадавшим в теракте 1-3 сентября 2004 года в городе Беслан. То есть помощь пострадавшим это не отдельная статья расходов или изменения в законе. Это один из пунктов программы развития республики, предусматривающей финансирование в объеме 16 млрд рублей, включая план развития Беслана на 9 млрд. Отсюда закономерен вопрос – какой путь прошли эти изменения, прежде чем попали в окончательное Распоряжение председателя правительства.
Фактически изменения в подобные программы развития регионов РФ вносятся по предложению субъекта – губернатора края или главы республики на основании предложений и финансово-экономических обоснований региональных кабминов. Работа по подготовке предложений для внесения изменений в указанный перечень мероприятий социально-экономического развития республики началась в правительстве Северной Осетии по поручению главы Вячеслава Битарова в 2018 году. А ранее Битаров поручил главам районов в рамках этой работы подготовить свои программы социально-экономического развития как раз для включения в общереспубликанский перечень.
Районы взялись за работу, в том числе Правобережный, поднявший тот самый генплан развития Беслана от 2005 года – «город-сад», который так и не был реализован ни одним из глав республики с того года. Этот документ вкупе с предложениями самих пострадавших, выразивших свои пожелания на встречах главе республики, и сформировал запрос на решение наболевшей задачи по медпомощи и санаторно-курортному лечению.
В ходе обсуждения плана развития Беслана Битаров дал поручение Правобережному району и республиканскому минтруда подготовить предложения для правительства страны (все расчеты и переписка минтруда РСО-Алания с федеральными ведомствами в распоряжении редакции имеется – прим. «Абон»). Подготовленный республикой документ был представлен вице-премьеру Виталию Мутко 28 мая 2019 года на совещании, тема которого так и звучала: «О первоочередных мероприятиях социально-экономического развития г. Беслана РСО-Алания».
В протоколе этого совещания был утвержден перечень мероприятий социально-экономического развития Беслана с общим объемом финансирования 9 млрд рублей, включающий помимо строительства и реконструкции социальных и коммунальных объектов оказание поддержки пострадавшим.
Дословно, протоколом совещания зафиксировано поручение федеральным министерствам совместно с правительством Северной Осетии «проработать вопрос об оказании дополнительной поддержки граждан, пострадавших в Беслане, в части оказания высокотехнологичной медицинской помощи, реабилитации и санаторно-курортного лечения». Именно это поручение можно считать первым официальным заявлением федеральной власти о намерении оказать такую поддержку пострадавшим, потому что после него началась серьезная предметная совместная работа федеральных и республиканских министерств, которая продолжалась вплоть до конца 2019 года.
В декабре Президент Владимир Путин после встречи с членами СПЧ с уполномоченными по правам человека дал поручение «принять необходимые меры по дополнительной поддержке жителей Беслана, пострадавших в результате террористического акта 1–3 сентября 2004 года».
Встреча прошла 10 числа, поручения были даны 13 декабря. А 17 декабря стало известно об инициативе депутата «Единой России» Зураба Макиева дать право пострадавшим в результате теракта в Беслане и признанным инвалидами I и II групп право на лечение и реабилитацию за пределами России за счет средств федерального бюджета.
В республике к тому времени был подготовлен весь пакет предложений для Правительства РФ. Для того, чтобы по ним было принято решение, 12 февраля 2020 года Битаров обратился к Президенту с просьбой поручить Правительству Российской Федерации выделить финансовые средства для выполнения принятых решений. А уже 13 февраля Владимир Путин написал резолюцию на обращении Вячеслава Битарова: «Мишустину М.В. Принятые решения по развитию г. Беслана должны быть выполнены. Прошу взять под личный контроль. Доложите».
14 февраля 2020 года, буквально на следующий же день после резолюции, в СМИ появилась новость о том, что депутат Зураб Макиев планирует внести изменения в законодательство, чтобы предоставить пострадавшим при терактах льготы. Там же депутат рассказал, что внес в Госдуму законопроект, которым предлагается вести за счет государства лечение за рубежом тех, кто стал инвалидом I или II группы в результате теракта в школе в Беслане и что «в ходе проработки с министерством здравоохранения, с руководством фракции «Единая Россия» пришли к выводу, что необходимо расширить категорию на всех пострадавших во всех террористических актах на территории нашей страны… Будем вносить соответствующие изменения в законодательные акты».
Следующим шагом после поручения Президента Михаилу Мишустину стало поручение премьера минэку и минфину РФ: «Обеспечьте совместно с Правительством РСО-Алания исполнение указания Президента РФ от 13.02.2020 №Пр-251». Как известно, включение адресной помощи пострадавшим в федеральный бюджет обеспечило минэкономразвития РФ (переписка минтруда республики с минэком России также имеется в редакции – прим. «Абон»).
Проект постановления разработан в соответствии с поручением Президента РФ премьер-министру Михаилу Мишустину. В пресс-релизе федерального минэка обозначено: «Глава Республики Северная Осетия – Алания Вячеслав Битаров направлял обращение к Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, в котором предложил оказать социальную поддержку населению, после чего было выпущено соответствующее поручение в адрес Правительства Российской Федерации».
Результатом этой работы и стало то самое Распоряжение Михаила Мишустина от 16.11.2020 №3002-р. То есть в контексте поручений по поддержке пострадавших по срокам речь идет как минимум о мае 2019 года. На май 2019 года ни о какой инициативе депутатов речи нет, как нет и фильма Дудя, по мнению некоторых, сподвигнувший власть на эту помощь.
В июле 2020 года от депутата ГД Зураба Макиева снова поступает информация «о работе по включению мер поддержки лицам, получившим инвалидность в результате террористических актов в РФ», а в октябре выходит новость, что законопроект о льготах для пострадавших от терактов внесут в Госдуму в ноябре.
«Законопроект о льготах для граждан, пострадавших в результате террористических актов, будет внесен в Госдуму перед вторым чтением проекта федерального бюджета, которое традиционно проходит в ноябре», — обещают депутаты.
То есть, с их слов, этот законопроект должен был послужить основанием для включения в бюджет льгот для пострадавших в терактах на территории РФ – всех, не только бесланских. Дословно — «В законе «О борьбе с терроризмом» должна появиться новая льготная категория — «лица, пострадавшие от террористической деятельности».
Законопроект Зураба Макиева действительно был внесен 17 декабря 2019 года на рассмотрение в Госдуму, но через полгода автор его отозвал.
Причиной отзыва, скорее всего, стало то, что наверху инициатива не получила поддержки, и законопроект был отправлен на доработку. В частности, возник вопрос – почему предлагается помогать только бесланцам, а не всем пострадавшим в терактах? И вытекающий отсюда второй вопрос – откуда брать на эти цели миллиарды рублей?
В связи с этим вопрос – если, по словам Зураба Макиева, законопроект должен был быть внесен в ноябре, то почему его до сих пор нет на сайте Госдумы? А если его нет, значит инициатива до сих пор не рассмотрена даже в первом чтении в Госдуме, не говоря уже о внесении на ее основании каких-либо предложений в федеральный бюджет.