
В то время как чиновники везде и всюду говорят об «импортозамещении», мне стало любопытно, какие именно товары мы поставляем за рубеж, а какие ввозим в республику.
Выяснилось, что Северная Осетия проявляет себя на внешних рынках весьма активно – в первом полугодии 2015 года было осуществлено внешнеторговых операций на сумму Ṩ36,6 млн или 2,2 млрд рублей (по курсу Ṩ1 = ₽60). По данным единого информационного портала «Экспортеры России» на каждого участника внешнеэкономической деятельности (всего в РСО-А их 131) в среднем пришлось Ṩ280 тыс.
При детальном рассмотрении внешнеторгового оборота нашего региона можно обнаружить, что основные партнеры – это Грузия, Турция, Южная Осетия, Китай и, что удивительно, Чешская Республика.
Чаще всего вывозятся из нашей республики металлы и изделия из них (44% экспорта) и продовольственные товары (42% экспорта). Как вы, наверно, догадались металлы эти свинец (Ṩ8,68 млн) и цинк (Ṩ0,29 млн). В 2014 году за рубеж этих металлов было реализовано на сумму Ṩ22 млн. Главный потребитель свинца и изделий из него — Турция. В июле пресс-служба ОАО «Электроцинк» сообщила, что за 6 месяцев 2015 года завод выпустил 30 512 тонн цинка, 7 128 тонн свинца, 41 532 тонны серной кислоты. Реализация продукции достигла 2,6 млрд рублей, а начислений налогов в бюджетные и внебюджетные фонды – 287 млн рублей.
Что касается продовольственных товаров, вывозимых из республики за пределы страны, то в основном это были злаки, экспорт которых увеличился на 333,83% (Ṩ6,45 млн). Основным их потребителем выступает Грузия.
Но поскольку нас интересует импортозамещение, детально остановимся на ввозимых товарах. По сравнению с 1 полугодием 2014 года, в этом году импорт прогнозируемо снизился почти на 50%. Крупнейшие торговые партнеры, которые ввозят продукцию в республику – Китай, Чешская Республика, Италия, Германия, а из стран СНГ – Украина. 70% стоимостных объемов импорта составляет машиностроительная продукция. Сюда относится различное оборудование и механические устройства, электрические машины, инструменты и оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, медицинские или хирургические аппараты, средства наземного транспорта (кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава).
Доля продовольственных товаров в 1 полугодии 2015 года составила 5,8% стоимостных объемов импорта. Основные статьи – алкогольные и безалкогольные напитки, главным поставщиком которых опять же выступала Грузия. А так же овощи, которые нам поставляли Китай и Южная Осетия. В сравнении с аналогичным периодом 2014 года объемы ввезенных продовольственных товаров и сырья снизились на 85%. Такое снижение вполне может объясняться введением санкций и контрсанкций.
Однако этот, казалось бы, существенный спад едва ли отразился на республиканских прилавках, а о дефиците какой-то группы товаров и речи быть не может. В конечном итоге получается, что часть земель республики используется под выращивание злаков для Грузии, в свою очередь поставляющую нам алкоголь и лимонады (которые, к слову, мы могли бы производить сами). А завод «Электроцинк» работает на снабжение Турции свинцом и цинком. И хоть новое руководство республики решило взять за основу импортозамещения выращивание и переработку фруктов, овощей и прочей сельхозпродукции, все-таки хотелось бы, чтобы снизилась «техническая» зависимость от зарубежных стран. Никаких шагов по замещению этой части импорта сделано в республике пока не было. Хотя, если быть объективной до конца – к этому не готов не только регион, но и страна в целом. Правда, разговоры о возрождении местной промышленности то и дело звучат с наших высоких трибун.
И если уж на территории Северной Осетии будут пыхтеть заводы, то пусть они производят оборудование и инструменты для нас. Для внутреннего пользования. Это ведь тоже импортозамещение.
Элина Сугарова