
В 2022 году в Северной Осетии пройдут выборы в региональный парламент, подготовку к которым ожидаемо осложнит борьба с пандемией коронавируса. «ФедералПресс» поговорил с главой республики Сергеем Меняйло о том, как пройдет 2022 год, удалось ли решить главные проблемы региона, каким он видит региональный парламент.
— Сергей Иванович, в 2022 году пройдут выборы в региональный парламент. У экспертов есть мнение, что они могут пройти с конфликтами.
— Если под словом конфликты вы имеете в виду межпартийную конкуренцию, то это явление достаточно обыденное, и это не удивительно, так, наверное, и должно быть. Другое дело, когда эта конкуренция выходит за рамки идеологического противостояния и приобретает деструктивные черты, идущие вразрез как с действующим законодательством, так и с морально-этическими нормами. Это недопустимо.
— Как вы оцениваете предстоящую кампанию? Есть ли по вашему мнению основания для протестов?
— Я не вижу никаких предпосылок для возникновения протестов в ходе предстоящих выборов. При должной организации избирательного процесса поводов для протестных акций быть не должно.
— Каким вы видите партийный состав следующего парламента?
— Полагаю, говорить об этом слишком рано и было бы опрометчиво со стороны любого политика делать такие преждевременные прогнозы, главное, чтобы результат парламентских выборов соответствовал ожиданиям и отражал интересы самых широких слоев населения республики, был максимально полезным для общества и государства. Хотелось бы видеть качественно новые подходы в работе депутатов.
Народные избранники должны владеть всем спектром проблем, волнующих общество, не отстраняться от них и неустанно работать над повышением качества жизни людей. Мне кажется, один из основных раздражителей, способствующих снижению уровня доверия к депутатскому корпусу со стороны граждан, – это сезонный характер активности отдельных избранников: их бурная деятельность разворачивается исключительно в период предвыборной кампании. Это стало, к сожалению, плохой традицией.
Мы рассчитываем, что в новый созыв парламента будут избраны самые достойные, способные оправдать высокое звание народного избранника.
— Как вы сами оцениваете свою работу на посту главы республики?
— Я думаю, что этот вопрос не совсем по адресу. Тем более говорить о каких-то глобальных достижениях рано. В то же время, могу сказать с уверенностью: работы предстоит много. Мы стараемся подходить к решению проблем комплексно – как говорится, для эффективного лечения нужна качественная диагностика. Поэтому первым делом мы провели скрупулезный анализ сильных и слабых сторон региона, на основании выводов была разработана и утверждена модель экономического развития Северной Осетии до 2030 года, учитывающая весь спектр перспективных направлений развития региона – агропромышленный комплекс, промышленность, туризм, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортно-логистический комплекс.
К примеру, в АПК мы запланировали 17 прoектов на 36,2 млрд рублей инвестиций с созданием 2,7 тыс. новых рабочих мест. В сфере промышленности обозначили ряд проектов, среди которых – организация капитального ремонта электропоездов переменного тока и пассажирских вагонов, создание индустриальных и промышленных парков и другие. И так по всем направлениям. Отдельной строкой в модели экономического развития выделены пять прорывных проектов, способных вывести республику на новый уровень развития и дать максимальный экономический эффект. Самый масштабный из них – строительство всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон» стоимостью 19 млрд рублей, который позволит создать свыше 3 тыс. новых рабочих мест.
Не стоит забывать о том, что республика продолжает реализовывать мероприятия в рамках государственных программ и национальных проектов, активно наращивая социальную инфраструктуру.
В 2021 году на решение проблем социально-экономического развития республики в рамках национальных проектов было выделено 6,7 млрд рублей, из них средства федерального бюджета 6,3 млрд рублей.
— Смогли ли вы решить какие-то проблемы республики, которые раньше становились поводом для протеста?
— Мне хорошо известны региональные «болевые точки». Большая их часть, к сожалению, не может быть решена легко и в короткие сроки, так как требует значительных финансовых вливаний, которыми мы, к сожалению, не располагаем. Есть вопросы с региональной спецификой – в частности занятость населения, но есть и такие, которые характерны для всей страны – например, высокая степень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры. В данном случае нужно честно и открыто выстраивать диалог с людьми, проговаривать острые болезненные вопросы. Мы же понимаем, что бюджеты республики и федерации не безграничны, и приходится расставлять приоритеты. Как я уже говорил выше, для решения этих проблем будут использоваться все возможные рычаги и задействованы все необходимые ресурсы.
— Изменилось ли отношение жителей к вакцинации?
— Пандемия диктует всему миру такие условия, в которых выбора особо и не остается: либо мы боремся с вирусом, прививаемся, выполняем рекомендации врачей – используем средства защиты, соблюдаем дистанцию, либо сталкиваемся с последствиями, которые исправлять или сложно, или, к сожалению, вообще невозможно. И постепенно это понимание приходит к людям. Не быстро, но все же. Сегодня в республике вакцинировано 44,4 % от численности взрослого населения республики. Как видите, тут еще много работы. И это прежде всего разъяснительная работа. С людьми нужно разговаривать, объяснять, как действует вакцина, в какой мере позволяет защититься от вируса, к чему может привести отказ от прививки. Все это нужно проговаривать. У нас не только в СМИ программы, материалы, эксперты – мы начали работать адресно. Например, с жителями республики 60+ наш Минздрав работает индивидуально: с каждым связывается, объясняет.