Беспрецедентно фальсифицированным выборам предшествовала беспрецедентно грязная предвыборная кампания.
Лето 2017-го поделило мою жизнь на «до» и «после». Странно это осознавать, как и странно обнаруживать в себе что-то новое, несвойственное тебе прежней – цинизм, отсутствие эмоций, слой брони, которым пришлось обрасти за эти 72 дня.
Против команды ЛДПР были использованы все методы и способы воздействия, опробованы все известные технологии и пересечены все границы допустимого. Кого-то из нас пытались купить, предлагая места в исполнительной власти, другим – теплое местечко под крылом «правильных» партий, третьих попросту просили назвать сумму. Когда все это не сработало, началось давление через родственников и близких людей. После всего этого полилась грязь. Нет, мы не жалуемся. Когда человек выбирает путь, он обязан быть готов ко всему. Но в этой войне были невинно пострадавшие – наши родные.
Интересно, думал ли советник главы республики Константин Битаров о том, каково будет моим родителям отвечать на звонки об уголовном прошлом моей семьи? О моем сожительстве с близким другом и коллегой? Уверена, когда господин Битаров-советник отвозил весь этот «компромат» бедолаге Олегу Абаеву (к избиению которого я не имею никакого отношения), он знал о недостоверности своей информации. Он знал, что мой отец – пенсионер, который даже в лихие 90-е не был нигде замешан. Он знал, что Заур Фарниев живет дома с семьей, а нас связывает общее дело (язык не поворачивается назвать Абон «работой»). Как и знал, что юная девушка в шортиках на конкурсе красоты не имела каких бы то ни было сомнительных связей. Константин Битаров знал все это, но решил поступить, как в анекдоте: «Моё дело сказать, а там доказывайте, как хотите».
Только метод не сработал, да и не мог сработать. Это было настолько очевидно, что даже становится стыдно за советников нашего главы. Один из моих принципов в жизни – сплетня никогда не должна быть правдой, только в этом случае можно быть неуязвимой для пересудов. Я знаю, как много говорят за моей спиной, но мне это безразлично. Но я не прощу всей этой предвыборной грязи по одной причине – этот горе-советник огорчил близких мне людей.
Другой персонаж – непонятно какую роль исполняющий, но также гордо именующий себя советником и правой рукой главы Владимир Мильдзихов. Этот ничего умнее не придумал, как выдать региональное отделение ЛДПР за проект Сергея Такоева. Возможно, дело в том, что господин Мильдзихов слишком любит творчество Оруэлла и, в частности, его «Скотный двор». Господину Мильдзихову на секундочку показалось, что крик: «За этим стоит Сноубол (Такоев)!», — сможет дискредитировать команду ЛДПР. Но, если бы Владимир Мильдзихов читал Оруэлла повнимательнее, он бы вспомнил, что метод этот со временем перестает работать. А был бы еще внимательнее, не махал бы направо и налево исходными видео, из которых впоследствии и смонтировали ролик.
Крайне невнятно себя повели представители «Стыр ныхас»-а и Общественной палаты. Приезжий «Гражданский контроль» — сюда же. Уважаемый мной ранее председатель Общественной палаты Эльбрус Бокоев, который в ответ на вопрос: «Зачем подписал письмо против ЛДПР?», — невнятно что-то бормотал про фейк, а затем и вовсе отказался отвечать без письменного запроса. В этом смысле представитель «Стыр ныхас»-а повел себя мужественнее. Он хоть обосновал свои действия прикрывшись демагогией, так хоть не стал отрицать сам факт подписи. Хотя еще честнее было бы сказать, что новый председатель Руслан Кучиев, как тот сам любит часто повторять, «рос вместе с главой». Да и кровные узы обязывают подписывать все, о чем просят в «сером доме». В конечном счете дискредитировали себя все общественники.
Партии, подписавшие обращение против ЛДПР, также повели себя некорректно. И дело не в нас. «Партия роста» во главе с Тимуром Медоевым, который поставил подпись не удосужившись спросить мнение однопартийцев, «патриот» Виталий Чельдиев, который до сего года производил впечатление грамотного политика, зюгановские многострадальные «коммунисты», которым в этой кампании пощекотали нервишки – все они продемонстрировали свою политическую импотенцию и полную зависимость от мнений «серого дома».
Не менее смешны другие «коммунисты» — сурайкинские. Не в курсе их внутрипартийных отношений, но факт в том, что верхушка предала и продала своих сторонников. Сторговались очень просто – КПКР уходит из Северной Осетии, но получает фракцию в 2018-м году в другом регионе страны. И плевать на тех, кто реально голодал в знак протеста. На тех, кто был готов бороться. На тех, кто верил.
И только Гарий Кучиев всех обхитрил. Странно это признавать, но лидер «справороссов» оказался единственным реальным политиком во всей этой гонке. Он не делал никаких заявлений, не демонстрировал свою преданность партии власти, не участвовал в сомнительных акциях. Он просто поставил задачу, отработал по ней и забрал то, что было нужно. Сейчас активно тиражируются слухи о том, что за эти мандаты кандидаты выложили от 5 до 7 млн рублей, но правда ли это уже не имеет никакого значения. Честно выиграть в нечестной игре невозможно, но «Справедливая Россия» не была замечена в каких-то махинациях. А значит сохранила лицо. Хоть осадочек и остался.
Если поставить на весы 71 день предвыборной гонки и 1 день выборов, то по накалу, эмоциям и событиям Единый день голосования перевесит. Но об этом в следующий раз.
Элина Сугарова