Православные христиане заявили о жестких притеснениях со стороны приверженцев осетинской традиционной религии. Никогда такого не было и вот опять.
Так получилось, что моей первой новостью на «15-м регионе» стал материал «Фиагдонский дзуар не могут поделить». В нем говорилось об очередном акте вандализма в святилище Мады Майрамы дзуар: неизвестные выкинули иконы, сломали крест и сбросили в пропасть плиту (датированную 1900 годом) с именами участников реконструкции святилища. Кроме комментариев историка Феликса Киреева и директора госучреждения «Наследие Алании» Людмилы Габоевой в тексте приводится комментарий «активиста инициативной группы молодежи по сохранению культурного наследия Осетии» Алхаза Кокоева.
«Старейшины и называющие себя «ирон диныл аххаст адам», в свою очередь, считают вандализмом то, что в дзуаре вновь появились православные иконы. Наш долг уберечь святые места наших предков от тотальной христианизации, ведь никто не вправе отнимать нашу веру», — сказал Алхаз Кокоев.
Написана была эта новость 8 октября 2013 года. То есть разногласия, упомянутые в опубликованном сегодня письме, зародились эдак лет 10 назад, а то и больше. В том, что православные христиане решили обратиться за помощью и защитой к своему непосредственному духовному наставнику, нет ничего удивительного. Смущает другой факт. В конечном счете, виновным в сложившейся ситуации назначили главу республики Вячеслава Битарова. Но сделали это не блогеры, не анонимные телеграм-каналы, а сами православные христиане в своем письме. Тон письма таков, что на поверхности не столько просьба о помощи, сколько жалоба на главу республики. Правда, в вину ему вменяются комментарии члена молодежного парламента, перенос праздников «Стыр Ныхас»-ем и запреты для христиан посещать дзуары.
По каждому пункту обвинений хочется подробностей. Кого, когда и кто не пустил на святилище по конфессиональному принципу? Почему, если такие факты имели место быть, о них молчали ранее? На мой взгляд, это возмутительно и требует тщательного расследования. Правда, скорее всего, выяснится, что если кто-то что-то и запрещал, то лично, по собственному разумению. Как и младопарламентарий Роман Габараев стучал по клавиатуре не под диктовку республиканской власти.
А еще смущает опубликованный текст вот в этом месте: «Приведя вновь созданное правительство к присяге в Роще Хетага республиканская власть…» Всё-таки осетины, приверженцы традиционной религии, в Роще Хетага молятся, а не «присягают». Несколько странно в письме-требовании уважительного отношения к своим религиозным взглядам встречать столь уничижительные высказывания в адрес другой веры.
Удивительно, что на протяжении 10 лет никому не приходило в голову вплетать в религиозные разногласия политику. Никому не приходило в голову писать нечто вроде «РПЦ это вам не шутки! Теперь руководству республики хана! Собирайте чемоданы!».
Это все до боли напоминает историю с детским домом «Виктория», когда «возмущенных и негодующих» меньше всего волновали проблемы детей и возможности эти проблемы решить. Визжать как можно громче – примерно такая реакция сейчас стала трендом у некогда прогрессивной части общественности. По письму складывается впечатление, что подписанты хотят не её решения по факту, а смену власти в республике в качестве этого решения.
А ведь проблема действительно есть. Только, кто бы ни был главой республики «небритышей» на улицах не станет меньше. Потому что они не результат работы Битарова. Они результат многолетней деградации в сфере образования, проданных аттестатов и дипломов, экзаменов и зачетов поставленных «через дяхана» и тонн книг, которые молодежь, рожденная в 90-е, не прочла. Вакуум имеет свойство заполняться. Как правило, не самым лучшим.
Только те, кто всеми правдами и неправдами хочет добиться смены власти в республике, не понимают, что есть вопросы, которые трогать нельзя. Как, например, межнац и религия. В противном случае смена руководства республики будет не самым главным последствием.