Жители Северной Осетии договариваются о единой дате празднования Джеоргуба

Мнения о правильной дате начала празднования осетинского праздника Джергуба разнятся почти во всех населенных пунктах республики, сообщает ГТРК «Алания».

И хотя, большинство считает, что его всегда отмечали в последнюю неделю ноября, по мнению других, предпоследняя неделя месяца и есть праздничная. Каждая из сторон приводит веские аргументы в свою пользу, но не принижает мнения оппонентов. Старшие в каждой семей решают, когда отмечать праздник.
Один из старших жителей осетинской слободки Казбек Суанов говорит, что на его памяти праздник Джеоргуба всегда приходился на последнюю неделю ноября. С 23 по 29 ноября один из главных осетинских праздников будут отмечать во многих населенных пунктах республики. А вот другие отметят Джеоргуба в предпоследнюю неделю этого месяца, с 16 по 23, как то определил Стыр ныхас. В Высшем совете осетин настаивают: именно так положено по осетинским традициям.
В частности, председатель Высшего совета осетин «Стыр ныхас» Борис Басаев уверен, что «Джеоргуба всегда празднуется третий вторник ноября, а прощальный день – четвертый вторник ноября месяца».
По-другому считает председатель комитета осетинских традиций ныхаса Правобережного района Роман Хамицаев. В газете «Жизнь Правобережья» он сообщает, что Джеоргуба начинается в последнюю неделю ноября, а проводы торжеств в честь Уастырджи – 30 ноября, то есть, как и положено, не попадают на декабрь. Именно так и следует считать, уверен служитель святилища Уастырджи в Гизели Казбек Доев. Для него эти сроки неизменны, ведь именно их придерживались из поколения в поколение выходцы из Даргавского ущелья.
Жертвоприношение Галыргавдан – день закалывания быка. С него начинается Джеоргуба. Его, по заявлению Стыр ныхаса, надо отмечать 15 ноября. В отличие от Казбека Доева, председатель Высшего совета осетин Борис Басаев – выходец из Куртатинского ущелья, где принято отмечать праздник в честь Уастырджи на неделю раньше.
Дело осложняется еще и тем, что по-разному трактуют время суток. Вечер понедельника 30 ноября по-осетински «дыцаджы хсав» – «ночь вторника», то есть, уже 1 декабря, как говорят некоторые. По осетинской традиции все дела каждого дня завершаются с заходом солнца и начинается ночь следующего дня. Но все же понедельник заканчивается в полночь, и только после этого начинается 1 декабря, на которое не принято переносить даже последний праздничный день Джеоргуба. Совершенно другого срока празднования придерживаются выходцы из Дигорского района. Они начинают отмечать после 20 ноября только по понедельникам и заканчивают 18 января.

Абон

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031