
Специально ждал два полных рабочих дня – рассчитывал увидеть на любом интернет-ресурсе, в социальной сети, в том же «Фейсбуке» или в республиканской газете простой человеческий текст, примерно следующего содержания: «В связи с подачей части жителям Алагира некачественной питьевой воды в период с 17 апреля по … апреля 2016 года оплата услуги холодного водоснабжения за апрель 2016 года будет сокращена». К примеру, на энную сумму.
Только не надо считать, что эта революционная идея, до которой никто не додумался. Есть официальный документ, где детально расписано, каким должен быть перерасчет, если холодная вода из-под крана годится лишь для слива в канализацию, и о таком перерасчете неплохо было бы заранее проинформировать.
К примеру, потратит семья из четырех человек за месяц 30 кубометров, то два или три дня ржавой воды — долой! И за три дня набежит около 40 рублей, потому как тариф за один кубометр воды для жителей Алагира составляет 12 рублей 98 копеек, и эту сумму умножаем на три. Элементарная математика, которой легко учат в школе. По большому счету, 40 рублей, это — не деньги, но здесь-то важно отношение к человеку: ну, не сумели предотвратить попадание грязи в водовод, так хоть проявите сострадание, простое понимание ситуации.
Но пока не видно таких чувств, и все скорее от того, что задавила тяжесть терминологии, от которой коробит. Да, по нынешнему лексикону ЖКХ, есть ресурсоснабжающая организация, есть услуга, её исполнитель и её потребитель — а если честно, то не хочется осознавать , что погрузились мы в то самое общество потребителей, которое еще лет 30 назад так рьяно критиковали советские идеологи. А еще они критиковали тот самый монополизм, противостоять которому, как показало рыночное время, очень трудно.
По меньшей мере, третий раз ситуация с водой по Алагиру получает такую общественную огласку, и, казалось, бы у местных жителей должно быть поле для маневра в плане выбора другого поставщика воды. Но его нет — есть одна организация, подающая вода, и есть одна сеть, и не может быть ни другой организации, ни другой сети – так сложилась система.
Когда слышишь от своих знакомых нарекания по поводу низкого качества газа, то в лучшем случае, можешь в знак солидарности покивать головой, а на извечный вопрос «Что делать?» остается только развести руками. Опять-таки повторюсь, революционной идеи в части иного поставщика газа в республику быть не может. «Газпром» является единственным эксплуататором и хозяином народного достояния – другого достояния у нас нет. Как и не существует очень мужественного человека, который рискнул бы составить конкуренцию всесильной компании. То же самое с электричеством.
Некачественное водоснабжение, отвратительно пахнущая канализация, плохое освещение и дышащий на ладан газовый фитиль наносят вред здоровью человека, и это очевидно. Но очевидно, и другое, когда невозможно вывести прямую зависимость между ухудшением физического состояния человека и наказанием организации, благодаря которой, человек и дошел до такого состояния. За воду, которая привела к массовому отравлению людей, можно на законодательном уровне «жестко обрубить» тариф, но это будет не более чем «удар по хвостам», который эффекта точно не даст. Была бы сверхприбыльная организация – можно рубить, безбоязненно снижать тариф, но приходится сдерживаться. Предприятия ЖКХ еле выживают – государство от них отошло, а частный капитал еще не дошел. В итоге, этакое пограничное состояние.
Можно попробовать действовать через суд. Однако родителям школьника, который много читает по заданной программе русской литературы, будет трудно доказать, что из-за тусклой лампы, временами мерцающей, прилежный ученик стал плохо видеть. Предвижу кощунственную позицию ответчика: пусть меньше читает, а еще лучшее в светлое время суток! Чем и как доказать, что чужая некомпетентность, выраженная низким напряжением в квартирной сети, губит детское здоровье? Только инструментальными исследованиями и экспертными заключениями, но где они и сколько они стоят?
В плане доказательств плохой услуги (пойдем на поводу терминологии ЖКХ) пару штрихов. Если в многоквартирном доме во Владикавказе лифт еще находится в приличном состоянии, к примеру, посчастливилось поменять его десять лет назад, то за проведение его аттестации нужно заплатить 3 500 рублей. Платят, разумеется жильцы, и платят организации, которая располагает лицензией на такую проверочную работу. А если лифт близок к критическому 25 –ти летнему сроку и более, то платить нужно уже 12 600 рублей – также за счет жильцов, и также организации, имеющей лицензию. То есть, человек платит за то, чтобы был официально признанный документ, подтверждающий, что его перевозит лифт, представляющий опасность для жизни в любую минуту подъема или спуска. Простите, но это уже платный аттракцион под названием «Загляни в шахту и останься живым». Страшная какая-то логика получается.
Понятно, что с точки зрения складывающейся экономики, коммунальное предприятие, отвечающее за водоснабжение, обреченно быть убыточным. Но нельзя делать так, чтобы все, что связано с ЖКХ, воспринималось как морально и психологически ущербное и угнетающее. Это когда человек открывает кран и его начинает по-настоящему трясти от того, что он сейчас увидит — цвет, запах и посторонние включения, причем не всегда микроскопические.
На дворе 21-й век, уже более 55 лет наши космические корабли бороздят просторы вселенной, а тут, мы на земле никак с водой не можем разобраться. Ладно не снизили сумму за плохую воду сейчас, может снизят позже, а тогда и объявят. Дождемся.
Тимофей Хъурхъурагов