Автострахование – хорошая тема. С появлением полисов ОСАГО постепенно ушли в прошлое картинно-театральные жесты с бросанием ключей на капот ударенной иномаркой, намного меньше стало напряженных разговоров и всяких «загрузок» по деньгам и времени.
Сколько уже за рулем, но не помню, чтобы «старая копейка» на полном ходу целенаправленно въехала в задний бампер «Мерса» из-за того, что ее водителя вдруг охватила классовая ненависть или под светофором обострилось чувство социальной несправедливости. Что такое машина? Куча соединений металлов в сочетании с полимерами, иногда с деревом и кожей. Даже со всеми выхлопными газами, в любом случае, таблицы химических элементов Менделеева не получается, и никакая навороченная модель человеческой нервотрепки не стоит – здоровье и жизнь дороже. Так что, все цивильно, чинно и благородно.
Целенаправленно не рассматриваю подставы и другие ухищрения на дорогах, которые в ходу у мошенников – это другой жанр.
Казалось бы, все путем, главное, чтобы было как можно меньше аварий на дорогах. Однако с тех пор как ввели ОСАГО, почему-то преследует назойливая мысль о том, что у автостраховщиков мощное лобби, которое обслуживает не только их интересы, но и поставило мощный заслон для активной работы иностранных компаний на российском рынке автострахования. Иномарки у нас собирают, причем разные модели, а иностранные страховые компании на рынке ОСАГО крайне слабо работают – парадокс, не меньше.
Наверное, все дело в деньгах. Базовый тариф, с которого и подсчитывается стоимость полиса, очень резво поднялся, в отличие от доходов тех же автомобилистов. До 10 апреля 2014 года базовый тариф был равен 1980 рублей. После этого сделали «вилку» от 2440 до 2574 рублей, а с 12 апреля 2015 года базовый тариф и пока по сей день базовый тариф оценивается «вилкой» от 3432 рублей до 4 118 рублей. За год этот тариф вырос более чем в два раза. Большинство компаний в России, если кто бывает на автолюбительских форумах по вопросам автострахования, почему-то придерживается верхней метки.
Хорошая «вилка», неплохой аппетит, кстати, довольно энергичный менеджмент и все это испытал на собственном опыте, когда в августе 2014 года оформлял полис ОСАГО. Если кто не помнит, тогда был пик навязывания дополнительных услуг типа «страхование жизни». В тот день взял с собой смартфон с выведенной на экран статьей о том, что навязывание услуг незаконно. После расчетов, которые хорошо напрягли мой карман, показал текст менеджеру.
Он ответил мягким, деликатным и тактичным тоном и сказал примерно следующее: «Наша страховая компания продает услуги таким коммерческим пакетом. Не хотите брать — ваше право, никто вам ничего не навязывает. Можете обратиться в другие организации. А если хотите оформить только ОСАГО, пишите заявление, мы его рассмотрим, и дадим вам ответ, а срок рассмотрения документа составляет от 7 до 10 дней».
Все культурно, без надменности, без малейшего намека на хамство или цинизм, обращение исключительно на «вы». Но какие десять дней, если послезавтра нужно выезжать в Приэльбрусье, Домбай, Архыз, потом на море, желательно с песчаным пляжем, поближе к кемпингу? Все расписано, по дням и ночевкам – кто планировал автопутешествие, тот поймет. Ехать в другую страховую контору бессмысленно, потому что там может быть то же самое. Пришлось брать полис с дополнительной услугой – время поджимало. Ехать через три республики и два края без полиса — это на грани финансового фола. Попал за отсутствие страховки на одном посту ГАИ, дальше тебя по этой республике обдерут как липку в рамках корпоративно-погонной солидарности, и правильно сделают – закон есть, и он суров.
Нигде в интернете не нашел цифры, сколько же российских автолюбителей, прямо скажем, «развели» на такие дополнительные услуги. Со стороны страховщиков тогда было самое настоящее выкручивание рук (с) головой — люди от такого действительно стонали, жаловались, общественники работали, разбирались, обращались в ФАС, и ситуация постепенно улеглась, когда почти год назад страховщиков «умаслили» очередным повышением базового коэффициента. Поднять- подняли, зато приличное количество автолюбителей ушли «в тень», и тогда стали востребованными поддельные полисы ОСАГО стоимостью около 2000 рублей. Это по всей стране, и в нашей республике, в частности.
Пользуюсь машиной нечасто, пробег бывает небольшой, особо не лихачу, соблюдаю дистанцию, сотрудники ГАИ левый полис от настоящего не отличат, потому как это не их работа — к такой мотивации прибегали те, кто купили левый полис. Они сэкономили, как минимум, четыре –пять, а то и больше тысяч рублей, устав обслуживать возрастающие ставки страховщиков.
Как только появилась автогражданка, мастера ремонтно-кузовных работ, проще говоря, жестянщики солидаризировались с автовладельцами в одном утверждении — денег на восстановление поврежденной машины все равно не хватает. Какой бы опытный эксперт не высчитывал ущерб, просчитать с точностью до одной тысячи рублей проблематично, хотя бывают редкие исключения. Тот, кто держал в руках гаечный ключ и понимает, что такое ударенная машина, прекрасно на себе испытал, что пять гаек можно открутить за пять минут, а с шестой, наглухо прикипевшей, можно провозиться час –два и больше, причем с нулевым результатом. Или срывать ее, срезать, обламывать вместе со шпилькой — в конечном итоге, дополнительные расходы налицо. Представляю, как будет возмущаться средней руки немецкий бюргер, если при замене и покраске капота, ему вдруг скажут, что к сумме выплаченной страховки нужно добавить пару десяток или одну сотню евро, и представляю, какой скандал он закатит страховщикам. Если бы иностранные страховщики у нас поработали, может быть и получше бы стало, но все это из области предположений. Впрочем, сейчас страховщики настроены на то, чтобы выплаты были целевыми и шли исключительно на ремонт автомобиля – согласно замыслу, это будет борьба с страховыми авантюристами. Впрочем, не исключено, что кто-то хочет подмять под себя рынок ремонта битых машин, обрасти подконтрольными, читай, аффилированными структурами, но время покажет, насколько это возможно.
Лобби автостраховщиков – это одно, но почему эти структуру так чураются информационно-коммуникационных технологий? Неужели только в высокотехнологичном «Сколково» и только там нужно заказать программу для оформления полисов ОСАГО в электронном виде? Не думаю, что нужны специальные фундаментальные исследования для того, чтобы заложить в базу данных водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, ПТС, паспорт владельца или же их сканы вместе с фотографией машины.
Торможение – непонятное и необъяснимое, особенно на фоне крупных банков, которые перешли на онлайн обслуживание, а страховщики по скорости продвижения к новациям чем-то напоминают «раков на хромой собаке» – тех, что у сказочника Корнея Чуковского. Понятно, что тише едешь – дальше будешь, но негоже быть так далеко от очередей в офисах местных страховых компаний и регулярно зависающих компьютерных программ по ОСАГО.
Нет никаких оснований для утверждений, что электронные полисы ОСАГО не приживутся из-за определенного количества водителей пенсионного возраста. У такого водителя есть сыновья и внуки, владеющие компьютером и электронной почтой, можно и по дому пройтись за помощью – ведь в Осетии, сосед, больше чем сосед.
Если и здесь что-то мешает, через многофункциональный центр МФЦ можно будет такую услугу получить. Но если и такие варианты не проходят, то есть политические партии и общественные организации, которые, согласно своим уставам, на первое место ставят интересы людей. Все решаемо.
Тимофей Хъурхъурагов